Новости
Интерактивные услуги
Форма отчета ННО и сроки их представления
Другая полезная информация
Ужесточение? Нет, упорядочение, упрощение и совершенствование!
В начале июня приказом министра юстиции Республики Узбекистан утверждено Положение о порядке согласования мероприятий негосударственных некоммерческих организаций (ННО).
Не ознакомившись внимательно с этим документом, не получив разъяснений специалистов о его сути и целях, некоторые Интернет-издания в своих публикациях по этому поводу поспешили заявить, что в нашей стране «ужесточают регулирование деятельности неправительственных организаций», и они теперь «не смогут проводить мероприятия без разрешения властей».
Если бы авторы этих публикаций обратились в пресс-службу Минюста, там бы разъяснили, что практика согласования мероприятий ННО с регистрирующим органом существует с 2005 года. Так что в условиях «ужесточения» отечественные ННО живут и работают 10 лет, причем делают это очень даже неплохо, если их численность за данный период возросла более чем в два раза, и, сейчас составляет свыше 8 200 организаций.
В чем же суть нового положения? Какова была необходимость его принятия? Как оно отразится на деятельности ННО? На эти вопросы корреспондента «Uzbekistan Today» ответил начальник управления общественных, негосударственных некоммерческих и религиозных организаций Министерства юстиции Худоёр Мелиев:
– Обязанность ННО согласовывать мероприятия не является новым требованием. Нормы, регламентирующие необходимость представления в органы юстиции сведений о планируемых мероприятиях ННО, содержатся в законодательстве с 1993 года, а в 2005 году была установлена ответственность за проведение мероприятий без предварительного согласования.
В 2014 году постановлением правительства было утверждено в новой редакции Положение о порядке государственной регистрации негосударственных некоммерческих организаций. Оно отменило предыдущее требование о необходимости ежеквартального представления в регистрирующий орган информации о запланированных мероприятиях. Было установлено, что достаточно заблаговременно представлять для согласования информацию о запланированных мероприятиях или их перечень.
В то же время в законодательстве отсутствовало определение понятия мероприятия, не было правовой определенности в том, в какие сроки необходимо их согласовывать, какие для этого нужно представлять документы, не было ясности в условиях отказа в их проведении и так далее.
Это приводило к разночтениям при толковании понятия мероприятия, создавало условия для возможных злоупотреблений в этом вопросе, в общем, сдерживало активность ННО. В этой связи, Министерству юстиции было поручено разработать и утвердить Порядок согласования мероприятий ННО.
Его разработка проводилась специалистами министерства с широким привлечением представителей различных ННО, которые в процессе подготовки документа давали ценные советы, исходя из их собственной практики. В то же время в ходе этой работы иногда возникали жаркие дискуссии по отдельным его положениям, но, как говорится, истина рождается в споре.
Если раньше в органы юстиции ННО представляли для согласования информацию обо всех без исключения мероприятиях, то по новому положению исключается необходимость согласования собраний уставных органов, мероприятий, проведение которых предусмотрено в нормативно-правовых актах, государственных программах и национальных планах, а также в документах палат Олий Мажлиса, правительства, органов государственной власти на местах и других.
Внесена четкость и определенность и в другие аспекты этого процесса – перечень необходимых документов, сроки согласования, условия отказа.
– Мы уверены, что внесение ясности в порядок согласования мероприятий ННО, установление четких правил их проведения создало правовую определенность в этом вопросе и дополнительные благоприятные условия для активной деятельности этих организаций, – подчеркнул в заключение Х.Мелиев.
На днях в Министерстве юстиции прошел семинар, посвященный совершенствованию законодательства в сфере ННО, в котором приняли участие представители «третьего сектора». В числе других вопросов подробно разъяснена суть нового положения.
– Мы работаем в Узбекистане с 2004 года. В вашей стране постоянно совершенствуется законодательство и создаются условия для свободного развития ННО, – поделился своими впечатлениями директор филиала Института азиатской культуры и развития Юн Хеон Джонг. – Мы постоянно ощущаем поддержку со стороны Минюста деятельности нашей организации в республике. Если говорить непосредственно о презентованном общественности положении, то, на мой взгляд, предусмотренные в нем нормы позитивно скажутся на работе неправительственных организаций. Такие же законы есть и в Южной Корее.
– В последние годы усовершенствованы и упрощены организационно-правовые механизмы и процедуры, связанные с созданием и организацией деятельности ННО, что явилось стимулом их дальнейшего развития, – отметила директор Центра переподготовки журналистов Гульнара Бабаджанова. – Положение о порядке согласования мероприятий ННО снимает многие вопросы, возникавшие у нас раньше. Например, дан перечень мероприятий, которые не нужно согласовывать, определены четкие сроки этого процесса, причины возможного отказа. В общем, это еще одно свидетельство того, что государство оказывает всемерную поддержку ННО как важному фактору демократического обновления и модернизации страны.
– Проведенный семинар демонстрирует, какое большое внимание уделяется развитию гражданского общества в Узбекистане, – сказал заместитель директора МПО «Региональный диалог» Бехзод Шарипов. –Сравнительно недавно нам разъясняли нововведения относительно упрощения процедуры регистрации, сдачи отчетов, снижения госпошлины, сегодня мы обсудили упрощенный порядок согласования мероприятий. Благодаря вниманию, уделяемому ННО, они продолжат развиваться также динамично.
– Совершенствование законодательства в сфере деятельности ННО в республике отличается завидным постоянством, – высказала мнение директор филиала Еврейского агентства «Сохнут» в Узбекистане Марина Бен-Арие. – Я в вашей стране работаю еще не очень долго и рада тому вниманию, которое уделяется ННО, в том числе и зарубежным. Сотрудники Министерства юстиции подробно разъяснили нормы положения о согласовании проводимых нами мероприятий, мы получили ответы по многим вопросам, которые могут возникнуть в процессе применения этого документа.
Совершенствование законодательства в сфере регулирования деятельности негосударственных некоммерческих организаций как фундаментальная основа формирования развитого гражданского общества
Уровень демократического развития общества определяется не только формальным признанием приоритета прав и свобод человека и гражданина, но и созданием эффективно действующих механизмов их обеспечения.
В условиях современного Узбекистана приоритетом общественно-политических реформ является реализация сформулированного Президентом Республики Узбекистан И.Каримовым принципа «От сильного государства – к сильному гражданскому обществу».
Суть данного принципа заключается в расширении участия граждан в управлении делами общества и государства, усиление роли институтов гражданского общества, в том числе негосударственных некоммерческих организаций (ННО) в демократическом обновлении и модернизации страны.
Сегодня в республике создана отвечающая общепризнанным нормам и принципам международного права законодательная база, обеспечивающая равное участие ННО в решении актуальных задач общественного, социально-экономического развития страны, защите прав и законных интересов личности и гражданина.
Защита прав и законных интересов ННО возведена с государственную задачу конституционного ранга и в качестве гарантии закреплена в статье 58 Основного закона страны.
Сегодня ННО все более занимают прочные позиции в общественном строительстве, становятся полноправными партнерами государства, а их количество последовательными темпами увеличивается и достигло уже более 8 250, что 1,6 раз больше чем в 2010 году.
Характерной чертой развития ННО стало их проникновение во все сферы жизни общества. Традиционным является участие этих организаций в разработке и реализации актов законодательства, государственных программ, затрагивающих права и законные интересы граждан, предоставлении различного вида социальных услуг, повышении правовой культуры и гражданского самосознания населения.
В Республике Узбекистан широко применяется практика государственной поддержки ННО в виде прямого и косвенного финансирования их общественно полезной деятельности.
В 2007 году принят Закон «О гарантиях деятельности негосударственных некоммерческих организаций», который в соответствии с общепризнанной международной практикой дал возможность широкого практического применения механизмов государственной поддержки в виде государственных субсидий, социальных заказов и грантов. В качестве косвенной финансовой поддержки для ННО предоставлен ряд налоговых и таможенных льгот.
Принятая в ноябре 2010 года парламентом страны по инициативе Президента Республики Узбекистан Концепция дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране стала началом нового этапа развития и поддержки разветвленной сети ННО.
Исходя из положений Концепции, принят ряд законодательных актов, в том числе 28 декабря 2013 года принят Закон «Об экологическом контроле», где ННО определены в качестве основных субъектов экологического контроля.
5 мая 2014 года принят Закон «Об открытости деятельности органов государственной власти и управления» и 25 сентября 2014 года Закон «О социальном партнерстве». В соответствии с Законом «О социальном партнерстве» при органах представительной власти на местах предусмотрено образование общественных комиссий из числа депутатов местных кенгашей, представителей ННО и государственных органов, ответственных за содействие углублению социального партнерства между государством и институтами гражданского общества, усиление их роли у правлении делами общества.
Важное значение в совершенствовании законодательства в данной сфере имеет принятое постановление Президента Республики Узбекистан от 12 декабря 2013 года № ПП–2085 «О дополнительных мерах по оказанию содействия развитию институтов гражданского общества».
В целях практической реализации постановления Президента, 10 марта 2014 года принято постановление Правительства за №57.
В соответствии с вышеуказанными актами законодательства совершенствованы и значительно упрощены организационно-правовые механизмы создания и организации деятельности ННО, в частности:
- Снижены в 5 раз ставки государственных пошлин за государственную регистрацию ННО, в 2,5 раза размеры сборов, взимаемых за государственную регистрацию их символик. При этом государственные пошлины за регистрацию общественных объединений инвалидов, ветеранов, женщин и детей взимается в размере 50% от размеров утвержденных государственных пошлин;
- Не взимается государственная пошлина за государственную регистрацию и постановку на учет обособленных подразделений ННО (представительства и филиалы), в том числе наделенных правами юридического лица;
- Снижен с двух до одного месяца срок рассмотрения заявления о государственной регистрации ННО;
- Упразднен институт принятия решения об оставлении без рассмотрения представленных заявлений, что существенно облегчает право заявителей обжаловать решение регистрирующего органа в судебном порядке;
- Упрощена процедура оформления учредительных документов, в том числе исключено требование о нотариальном заверении, а также учредительные документы теперь представляются не в трех, как это было раньше, а только в двух экземплярах и только на государственном языке;
- Упрощен порядок подачи документов на перерегистрацию ННО, исключены требования о предоставлении излишних документов и др.
Такие положительные изменения, как исключение требований о нотариальном заверении, сокращение сроков рассмотрения заявлений о государственной регистрации ННО также нашли свое отражение в Законе «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан» от 11 декабря 2014 года № ЗРУ-381.
Примечательным является то, что на Министерство юстиции в соответствии с вышеуказанными актами законодательства возложена задача по обеспечению соблюдения прав и законных интересов ННО.
Кроме того, постановлением Кабинета Министров от 10 марта 2014 года №57 утвержден План дополнительных мер по совершенствованию правовых основ деятельности ННО. Важное внимание уделено вопросам соблюдения органами государственного управления прав и законных интересов ННО, закрепленных в национальном законодательстве международных договорах Республики Узбекистан.
В соответствии с постановлением Кабинета Министров от 10 марта 2014 года № 57 отменена практика ежеквартального предоставления в органы юстиции сведений о принятых решениях руководящих органов ННО.
Деятельность ННО, бесспорно, направлена на достижение благотворительных и иных общественно-полезных целей, которые достигаются посредством проведения различных мероприятий. Здесь следует отметить, что в законодательстве также приняты соответствующие положительные меры, направленные совершенствования порядка проведения мероприятий со стороны ННО.
Так, 4 июня с.г. приказом министра юстиции Республики Узбекистан (рег. №2679) утверждено положение о порядке согласования мероприятий негосударственных некоммерческих организаций. Данное положение не является новшеством, так как требование согласования мероприятий ННО существовало и ранее. Основной задачей этого положения является обеспечения единообразной правоприменительной практики, установление правовой определенности и ясности.
В этот же день приказом министра юстиции Республики Узбекистан утверждена упрощенная форма отчетов, предоставляемых со стороны ННО.
Положение о порядке согласования мероприятий негосударственных некоммерческих организаций позволит руководителям и активистам ННО получить четкие ответы на интересующие их вопросы, в том числе, что такое мероприятие, в какие сроки и в каком порядке необходимо согласовывать мероприятия, на проведение каких мероприятий не нужно получение согласия регистрирующего органа и многие другие. Тем самым, положением создан открытый и прозрачный механизм взаимодействия ННО с органами юстиции при проведении различных мероприятий, что, несомненно, позволяет обеспечить их эффективность, и создает равные правовые возможности для ННО при реализации своей уставной деятельности.
В целях обеспечения гарантий на свободу деятельности ННО, беспрепятственного проведения мероприятий в положении особо подчеркивается недопущение незаконного вмешательства представителя органов юстиции в мероприятия, проводимые в соответствии с актами законодательства и целями, определенными в уставе ННО, а также право ННО на подачу жалоб на незаконные действия представителя регистрирующего органа.
Резюмируя законодательные изменения, имеющие место в сфере регулирования деятельности ННО, можно констатировать то, что все они направлены на:
во-первых, расширение участия граждан в общественно полезной деятельности ННО, реализацию своего права на свободу объединений;
во-вторых, повышение общественно-политической активности ННО, обеспечения их финансовой устойчивости, организационного развития и реальной самостоятельности;
в-третьих, усиление роли и влияния институтов гражданского общества на принятие важнейших государственных решений, затрагивающих права и законные интересы граждан.
Худоёр Мелиев, начальник Управления общественных, негосударственных некоммерческих и религиозных организаций Министерства юстиции
Законодательство о негосударственных некоммерческих организациях Узбекистана
Обретение Узбекистаном в 1991 году независимости положило началу формирования нормативно-правовой базы об институтах гражданского общества.
За это время был принят ряд законов, указов и постановлений Президента Республики Узбекистана, решений Парламента и Правительства – около 230 актов законодательства, составляющие солидную правовую базу в этой сфере.
Необходимо отметить, что до 1999 года в гражданском обществе Узбекистана не применялось понятие «негосударственная некоммерческая организация» (ННО), так как отсутствовал законодательный акт о ННО. Все добровольно созданные организации носили название «общественные объединения», деятельность которых регулировалась принятым в 1991 году Законом «Об общественных объединениях в Республике Узбекистан». Данный Закон конкретно перечислил виды общественных объединений – политические партии, массовые движения, профессиональные союзы, женские, молодежные и детские организации, организации ветеранов и инвалидов, научные, технические, культурно-просветительские, физкультурно-спортивные и иные добровольные общества, творческие союзы, землячества, ассоциации и другие объединения граждан.
Сегодня эти общественные объединения выполняют важную общественно-полезную функцию – объединяют людей для решения стоящих перед ними бытовых, социальных и иных задач.
Важным событием в 1992 году стало принятие Конституции Республики Узбекистан и отражение в ней специальной выделенной главы – общественные объединения. Основной Закон установил, что государство обеспечивает соблюдение прав и законных интересов общественных объединений, создает им равные правовые возможности для участия в общественной жизни.
Для того чтобы раскрыть правовые основы деятельности видов общественных объединений на первом этапе демократических реформ были приняты специальные законы. Так, в 1992 году важным событием в сфере защиты трудовых и социально-экономических прав трудящихся стало принятие Закона «О профессиональных союзах, правах и гарантиях их деятельности».
Особое место в гражданском обществе не только в Узбекистане, но и во всех странах мира, занимают политические партии, осуществляющие политическую волю определенной части общества в формировании органов государственной власти и принимающие участие через своих представителей в управлении государственными и общественными делами.
В 1996 году был принят Закон «О политических партиях», который определил основные принципы деятельности политических партий, порядок их создания, членство в них, права и обязанности, в целом организацию их работы.
Принятие в 1999 году Закона «О негосударственных некоммерческих организациях» положило начало новому этапу реформирования и развития законодательства о ННО.
Общественные объединения, которые до 1999 года носили название все общественные организации Узбекистана, вошли в отдельный вид ННО. Закон о ННО определил виды ННО, которые могут создаваться в организационно-правовых формах общественного объединения, общественного фонда и учреждения. То есть помимо общественных объединений появились сугубо новые виды ННО – фонды и учреждения. При этом Закон позволяет создавать ННО и в других формах. Новый закон определил весь правовой механизм от создания ННО вплоть до прекращения деятельности.
В 2003 году был принят Закон «Об общественных фондах», закрепивший регулирование отношений в области создания, деятельности, реорганизации и ликвидации общественных фондов.
В 2007 году в сфере гражданского общества были приняты два важных документа – это законы «О гарантиях деятельности негосударственных некоммерческих организациях» и «О благотворительности». В частности, Закон «О гарантиях деятельности негосударственных некоммерческих организаций» заложил основы дальнейшего обеспечения защиты прав и законных интересов ННО, их государственной поддержки. Согласно нему, ННО получили право получать от государства безвозмездную помощь в виде субсидий, грантов и социальных заказов. Закон «О благотворительности» направлен на правовое регулирование благотворительной деятельности и связан с ее осуществлением.
Совместным постановлением палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан в 2008 году при высшем законодательном органе страны был создан Общественный фонд по поддержке ННО и других институтов гражданского общества и Парламентская комиссия по управлению средствами данного Фонда, через которых осуществляется финансирование социально значимых проектов и программ ННО.
Принятие в 2010 году Концепции дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране послужило толчком для дальнейшего развития гражданского общества в Узбекистане. В данной Концепции глава государства отметил о потребности в разработке и принятии законов «Об общественном контроле в Республике Узбекистан» и «О социальном партнерстве». Указанные законы уже разработаны и, в частности, проект закона «О социальном партнерстве» принят Законодательной палатой Олий Мажлиса.
В 2014 году были внесены некоторые поправки в Конституцию Республики Узбекистан, предусматривающие право участия граждан в управлении делами общества и государства посредством развития и совершенствования общественного контроля над деятельностью государственных органов.
Помимо вышеназванных законов, было принято достаточно большое количество подзаконных нормативно-правовых актов. Среди них можно отметить постановления Президента Республики Узбекистан от 23 июня 2005 года № ПП–107 «О мерах по оказанию содействия развитию институтов гражданского общества в Узбекистане» и от 12 декабря 2013 года № ПП–2085 «О дополнительных мерах по оказанию содействия развитию институтов гражданского общества».
Данные решения главы государства стали дополнительными шагами на пути всесторонней поддержки ННО, усиления их роли в жизни общества, создания благоприятных основ для их функционирования. Так, постановлением от 2005 года при НАННОУз был образован Фонд поддержки ННО, играющий заметную роль в финансовой поддержке ННО.
Постановление, принятое в декабре 2013 года, предоставило ННО ряд иных преимуществ для осуществления ими полноценной деятельности. Постановлением в пять раз был снижен размер государственной пошлины за регистрацию ННО, отменен сбор за регистрацию обособленных подразделений ННО, т.е. их филиалов и представительств, установлен месячный срок для рассмотрения органами юстиции заявления о государственной регистрации ННО и т.д.
Вместе с тем ННО имеют льготы по налогам и иным общеобязательным платежам. Согласно Налоговому кодексу Республики Узбекистан, ННО освобождены от уплаты налога на прибыль юридических лиц, налога на добавленную стоимость, налога за пользование водными ресурсами, налога на имущество, земельного налога, налога на благоустройство и развитие социальной инфраструктуры, а также обязательных отчислений в Республиканский дорожный фонд при Министерстве финансов и во внебюджетный Пенсионный фонд.
В целях реализации принципиальных положений и норм принятого в декабре 2013 года постановления главы государства Министерство юстиции разработало комплекс мероприятий для дальнейшего совершенствования организационно-правовых механизмов ННО, которое нашло свое отражение в постановлении Кабинета Министров от 10 марта 2014 года № 57 «О мерах по реализации Постановления Президента Республики Узбекистан от 12 декабря 2013 года № ПП–2085 «О дополнительных мерах по оказанию содействия развитию институтов гражданского общества». Постановлением были утверждены положения о порядке государственной регистрации ННО, о порядке государственной регистрации символики ННО, о порядке аккредитации сотрудников ННО, являющихся иностранными гражданами, а также членов их семей, находящихся на их иждивении, а также План дополнительных мер по совершенствованию правовых основ деятельности ННО.
В настоящее время в рамках утвержденного плана проводится работа по совершенствованию законодательства о ННО, упрощению порядка представления ННО отчетов о своей деятельности в органы государственной власти, стимулированию активного участия населения в деятельности ННО, осуществлению контроля за соблюдением органами государственного управления прав и законных интересов ННО.
В заключение можно отметить, что созданная правовая база определила роль и место ННО в системе институтов гражданского общества, установила механизм работы в данной сфере, воплотила в себе общепризнанные международные стандарты.
Баходир Рахматов, ответственный работник Министерства юстиции Республики Узбекистан
Постановление Президента Республики Узбекистан
О дополнительных мерах по оказанию содействия развитию институтов гражданского общества
В целях дальнейшего повышения общественной, социально-экономической активности негосударственных некоммерческих организаций (ННО), других гражданских институтов, усиления их роли и значения в осуществлении реформ по демократическому обновлению и модернизации страны, последовательной, поэтапной реализации принципа «От сильного государства — к сильному гражданскому обществу», а также широкого развития системы ННО, совершенствования и упрощения организационно-правовых механизмов и процедур, связанных с созданием и организацией их деятельности:
1. Снизить с 1 января 2014 года ставки государственной пошлины, взимаемой за государственную регистрацию ННО в 5 раз и размеры сборов, взимаемых за государственную регистрацию их символик в 2,5, утвердив их размеры согласно приложению.
Определить, что:
за государственную регистрацию и постановку на учет обособленных подразделений ННО (представительства и филиалы), в том числе наделенных правами юридического лица, зарегистрированных в Республике Узбекистан, государственная пошлина не взимается;
государственная пошлина за государственную регистрацию общественных объединений инвалидов, ветеранов, женщин и детей взимается в размере 50 процентов от размеров государственных пошлин, утвержденных настоящим постановлением.
2. Установить месячный срок для рассмотрения органами юстиции обращения о государственной регистрации негосударственных некоммерческих организаций вместо двухмесячного срока, предусмотренного в действующих нормативно-правовых актах.
Определить, что на негосударственные некоммерческие организации не распространяется положение статьи 53 Гражданского кодекса Республики Узбекистан, предусматривающее в качестве основания для ликвидации юридических лиц неосуществление ими финансово-хозяйственной деятельности с проведением денежных операций по банковским счетам в течение шести месяцев.
3. Кабинету Министров Республики Узбекистан в месячный срок принять решение по реализации положений настоящего постановления, предусмотрев, в частности:
меры по унификации и упрощению порядка государственной регистрации, перерегистрации, ликвидации ННО, внесения изменений и дополнений в их учредительные документы, представления ими отчетности в налоговые, статистические и регистрирующие органы;
реализацию комплекса мер, направленных на совершенствование организационно-правовых механизмов взаимодействия органов государственной власти и управления с ННО в решении актуальных проблем, представляющих большую социальную значимость, разработке и реализации отраслевых, региональных и территориальных программ социально-экономического развития, прежде всего в тех сферах, в которых государство нуждается в деятельной поддержке ННО;
меры по совершенствованию организационно-правовых механизмов участия ННО в реализации актуальных социально-экономических программ в сфере здравоохранения, образования, обеспечения занятости, социальной поддержки уязвимых слоев населения с учетом особенностей указанных сфер социального, общественного, гуманитарного развития.
4. Рекомендовать Национальной телерадиокомпании Узбекистана, Национальному информационному агентству «УзА» совместно с Общественным фондом по поддержке независимых печатных СМИ и информационных агентств Узбекистана, Творческим союзом журналистов, иными общественными организациями в сфере массовых коммуникаций обеспечить на регулярной основе широкое освещение осуществляемой в стране масштабной работы, направленной на повышение роли и значения гражданских институтов, негосударственных некоммерческих организаций в углублении демократических реформ, управлении делами государства и общества.
5. Министерству юстиции Республики Узбекистан:
принять меры по обеспечению эффективного контроля за соблюдением органами государственной власти и управления в центре и на местах прав и законных интересов негосударственных некоммерческих организаций, закрепленных в законах и международных договорах Республики Узбекистан;
в месячный срок внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающие из настоящего постановления.
6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Ш.М. Мирзиёева и Государственного советника Президента Республики Узбекистан Н.М. Исмоилова.
Президент Республики Узбекистан И. КАРИМОВ
г. Ташкент,
12 декабря 2013 г.,
ПРИЛОЖЕНИЕ
к постановлению Президента Республики Узбекистан от 12 декабря 2013 года № ПП-2085
Ставки государственной пошлины, взимаемой за государственную регистрацию негосударственных некоммерческих организаций, а также размеры сборов, взимаемых за государственную регистрацию их символики
№ |
Вид негосударственной некоммерческой организации |
Ставки государственной пошлины |
Ставки государственной пошлины, взимаемой за государственную регистрацию негосударственных некоммерческих организаций |
||
1. |
Международные негосударственные некоммерческие организации, зарегистрированные в Республике Узбекистан, а также представительства и филиалы международных и иностранных негосударственных некоммерческих организаций |
десять минимальных заработных плат и 50 долларов США |
2. |
Республиканские, межобластные негосударственные некоммерческие организации |
четыре минимальные заработные плата |
3. |
Областные, районные, городские, поселковые, кишлачные и аульные негосударственные некоммерческие организации |
две минимальные заработные платы |
Размеры сборов, взимаемых за государственную регистрацию символик негосударственных некоммерческих организаций |
||
1. |
Международные негосударственные некоммерческие организации, зарегистрированные в Республике Узбекистан, а также представительства и филиалы международных и иностранных негосударственных некоммерческих организаций |
две минимальные заработные платы и 25 долларов США |
2. |
Республиканские, межобластные негосударственные некоммерческие организации |
две минимальные заработные платы |
3. |
Областные, районные, городские, поселковые, кишлачные и аульные негосударственные некоммерческие организации |
одна минимальная заработная плата |
Вопросы-ответы (ННО)
Вопрос: Имеет ли право ННО участвовать в обсуждении проектов нормативных документов?
Ответ: В соответствии со статьей 7 Закона «О негосударственных некоммерческих организациях» негосударственная некоммерческая организация имеет право участвовать в выработке решений органов государственной власти и управления в порядке, предусмотренном законодательством.
А также, согласно статье 20 Закона «О нормативно-правовых актах», общественное обсуждение проектов нормативно-правовых актов проводится с участием представителей заинтересованных государственных органов, органов самоуправления граждан и иных организаций, ученых и специалистов.
Вопрос: Каков максимальный срок рассмотрения заявления о регистрации устава Общественного фонда?
Ответ: Согласно статье 15 Закона “Об общественных фондах», регистрирующий орган, получивший документы для государственной регистрации фонда или для принятия на учет представительства и филиала фонда, обязан в течение месяца вынести решение о государственной регистрации или принятии на учет либо об отказе в государственной регистрации или принятии на учет.
Перерегистрация ННО
заявление о государственной регистрации изменений и дополнений, вносимых в учредительные документы;
решение уполномоченного руководящего органа ННО о внесении изменений и дополнений в учредительные документы (решение (протокол) головной организации о внесении изменений и дополнений в учредительные документы, легализованное или с проставлением апостиля в установленном порядке – для представительств и филиалов международных и иностранных ННО);
текст изменений и дополнений, вносимых в учредительные документы, или новая редакция учредительных документов в двух экземплярах, заверенные подписью лица, уполномоченного учредителем (ями);
оригинал свидетельства о государственной регистрации – в случае изменения наименования;
банковский платежный документ об уплате установленного размера государственной пошлины.
В случае реорганизации ННО в форме выделения и присоединения дополнительно представляются следующие документы:
подтверждение письменного уведомления всех известных реорганизуемой организации кредиторов и публикации в средствах массовой информации сообщения о реорганизации;
разделительный баланс (в случае выделения) или передаточный акт (в случае присоединения), содержащие положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизуемой организации в отношении всех ее кредиторов и должников, включая обязательства, оспариваемые сторонами;
оригинал свидетельства о государственной регистрации, а также справка органов внутренних дел об уничтожении печати и штампа организации (в случае присоединения).
При принятии решения о государственной регистрации изменений и дополнений, вносимых в учредительные документы ННО, регистрирующий орган в течение одного рабочего дня вносит соответствующую запись в реестр и заявителям выдается текст изменений и дополнений, вносимых в учредительные документы, или новая редакция учредительных документов с отметкой «зарегистрирован(о)», заверенной печатью регистрирующего органа.
В случае изменения наименования ННО либо изменения регистрирующего органа ННО выдается также новое свидетельство о государственной регистрации установленного образца согласно приложению № 4 к настоящему Положению. При этом в новом свидетельстве о государственной регистрации в качестве дополнительных сведений указываются предыдущие сведения о ННО, включая наименование ННО, регистрирующего органа, дату регистрации.
Порядок получения дубликата свидетельства о государственной регистрации ННО
Согласно пунктам 35–36 Положения о порядке государственной регистрации негосударственных некоммерческих организаций, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 10 марта 2014 года № 57, в случае утраты или порчи свидетельства о государственной регистрации либо учредительных документов по заявлению ННО регистрирующим органом выдаются их дубликаты.
К заявлению на получение дубликата прилагаются следующие документы:
справка из «стола находок» (при утере свидетельства о государственной регистрации либо учредительных документов);
оригинал свидетельства о государственной регистрации либо учредительных документов (в случае негодности свидетельства о государственной регистрации либо учредительных документов);
объявление, опубликованное в периодическом печатном издании, о недействительности свидетельства о государственной регистрации (при утере свидетельства о государственной регистрации);
банковский платежный документ об уплате установленного размера платы за выдачу дубликата свидетельства (при утере либо в случае негодности свидетельства о государственной регистрации).
Заявление о выдаче дубликата свидетельства о государственной регистрации либо учредительных документов рассматривается в течение десяти рабочих дней.
Документы, требуемые для постановки на учет представительств и филиалов ННО
Согласно пунктам 37–39 Положения о порядке государственной регистрации негосударственных некоммерческих организаций, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 10 марта 2014 года № 57, для постановки на учет обособленного подразделения в месячный срок со дня принятия решения центральным руководящим органом ННО лицо, на которое возложено руководство обособленным подразделением, обращается с заявлением в соответствующий орган юстиции.
К заявлению о постановке на учет обособленного подразделения прилагаются следующие документы, заверенные центральным руководящим органом ННО:
копия устава головной организации, предусматривающего порядок создания, организации и прекращения деятельности, права и обязанности обособленных подразделений, или положение об обособленном подразделении в двух экземплярах на государственном языке, разработанное в соответствии с уставом головной организации. При представлении положения об обособленном подразделении прилагается копия устава головной организации;
протокол (решение) центрального руководящего органа ННО об открытии обособленного подразделения;
копия решения центрального руководящего органа ННО о назначении руководителя обособленного подразделения;
копия доверенности, выданная центральным руководящим органом ННО руководителю обособленного подразделения;
нотариально заверенная копия свидетельства о государственной регистрации ННО.
Заявление о постановке на учет обособленного подразделения рассматривается в месячный срок со дня представления необходимых документов.
Основные правонарушения, совершаемые ННО:
· нарушение требований устава при приеме других лиц в членство ННО;
· нарушение требований устава при формировании руководящих органов ННО;
· бездействие ревизионной комиссии ННО;
· нецелевое использование денежных средств ННО;
· использование незарегистрированной символики;
· использование государственного герба и флага Республики Узбекистан в своих документах;
· несвоевременное либо неполное представление отчетов о своей деятельности в органы юстиции;
· непредставление в органы юстиции сведений о планируемых мероприятиях;
· проведение мероприятий без согласования с регистрирующим органом;
· нарушение норм трудового законодательства при осуществлении своей деятельности;
· нарушение норм бухгалтерского учета.