ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
О противодействии коррупции
Принят Законодательной палатой 24 ноября 2016 года
Одобрен Сенатом 13 декабря 2016 года
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Цель настоящего Закона
Целью настоящего Закона является регулирование отношений в области противодействия коррупции.
Статья 2. Законодательство о противодействии коррупции
Законодательство о противодействии коррупции состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства.
Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством о противодействии коррупции, то применяются правила международного договора.
Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством о противодействии коррупции, то применяются правила международного договора.
Статья 3. Основные понятия
В настоящем Законе применяются следующие основные понятия:
коррупция – незаконное использование лицом своего должностного или служебного положения с целью получения материальной или нематериальной выгоды в личных интересах или в интересах иных лиц, а равно незаконное предоставление такой выгоды;
коррупционное правонарушение – деяние, обладающее признаками коррупции, за совершение которого законодательством предусмотрена ответственность;
конфликт интересов – ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) влияет или может повлиять на надлежащее исполнение лицом должностных или служебных обязанностей и при которой возникает либо может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства.
Статья 4. Основные принципы противодействия коррупции
Основными принципами противодействия коррупции являются:
законность;
приоритетность прав, свобод и законных интересов граждан;
открытость и прозрачность;
системность;
взаимодействие государства и гражданского общества;
приоритетность мер по предупреждению коррупции;
неотвратимость ответственности.
законность;
приоритетность прав, свобод и законных интересов граждан;
открытость и прозрачность;
системность;
взаимодействие государства и гражданского общества;
приоритетность мер по предупреждению коррупции;
неотвратимость ответственности.
Статья 5. Основные направления государственной политики в области противодействия коррупции
Основными направлениями государственной политики в области противодействия коррупции являются:
повышение правового сознания и правовой культуры населения, формирование в обществе нетерпимого отношения к коррупции;
реализация мер по предупреждению коррупции во всех сферах жизнедеятельности государства и общества;
своевременное выявление, пресечение коррупционных правонарушений, устранение их последствий, причин и условий, им способствующих, обеспечение принципа неотвратимости ответственности за совершение коррупционных правонарушений.
повышение правового сознания и правовой культуры населения, формирование в обществе нетерпимого отношения к коррупции;
реализация мер по предупреждению коррупции во всех сферах жизнедеятельности государства и общества;
своевременное выявление, пресечение коррупционных правонарушений, устранение их последствий, причин и условий, им способствующих, обеспечение принципа неотвратимости ответственности за совершение коррупционных правонарушений.
Статья 6. Государственные и иные программы в области
противодействия коррупции
Государственная политика в области противодействия коррупции может осуществляться на основе государственных и иных программ.
Государственные и иные программы разрабатываются и реализуются в целях обеспечения эффективного исполнения положений настоящего Закона, принятия комплексных и системных мер по противодействию коррупции исходя из состояния и тенденций коррупции.
Государственные и иные программы разрабатываются и реализуются в целях обеспечения эффективного исполнения положений настоящего Закона, принятия комплексных и системных мер по противодействию коррупции исходя из состояния и тенденций коррупции.
Глава 2. Органы и организации, осуществляющие и участвующие
в деятельности по противодействию коррупции
Статья 7. Государственные органы, осуществляющие деятельность по противодействию коррупции
Государственными органами, непосредственно осуществляющими деятельность по противодействию коррупции, являются:
Генеральная прокуратура Республики Узбекистан;
Служба национальной безопасности Республики Узбекистан;
Министерство внутренних дел Республики Узбекистан;
Министерство юстиции Республики Узбекистан;
Департамент по борьбе с налоговыми, валютными преступлениями и легализацией преступных доходов при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан.
Деятельность по противодействию коррупции осуществляют и иные государственные органы в соответствии с законодательством.
Генеральная прокуратура Республики Узбекистан;
Служба национальной безопасности Республики Узбекистан;
Министерство внутренних дел Республики Узбекистан;
Министерство юстиции Республики Узбекистан;
Департамент по борьбе с налоговыми, валютными преступлениями и легализацией преступных доходов при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан.
Деятельность по противодействию коррупции осуществляют и иные государственные органы в соответствии с законодательством.
Статья 8. Межведомственные комиссии по противодействию
коррупции
Для координации деятельности органов и организаций, осуществляющих и участвующих в деятельности по противодействию коррупции, создается Республиканская межведомственная комиссия по противодействию коррупции (далее – Межведомственная комиссия). Порядок формирования и деятельности Межведомственной комиссии определяется Президентом Республики Узбекистан.
В Республике Каракалпакстан, областях и городе Ташкенте создаются территориальные межведомственные комиссии по противодействию коррупции (далее – территориальные межведомственные комиссии) в порядке, установленном законодательством.
Основными задачами Межведомственной комиссии являются:
организация разработки и реализации государственных и иных программ в области противодействия коррупции;
координация деятельности и обеспечение взаимодействия органов и организаций, осуществляющих и участвующих в деятельности по противодействию коррупции;
организация разработки и реализации мер по повышению правового сознания и правовой культуры населения, формированию в обществе нетерпимого отношения к коррупции;
обеспечение повышения эффективности мер по предупреждению, выявлению, пресечению коррупционных правонарушений, устранению их последствий, а также причин и условий, им способствующих;
сбор и анализ информации о состоянии и тенденциях коррупции;
осуществление мониторинга за реализацией мер по противодействию коррупции, оценка эффективности существующих организационно-практических и правовых механизмов в данной сфере;
подготовка предложений по совершенствованию законодательства о противодействии коррупции и улучшению работы в данной сфере;
координация деятельности территориальных межведомственных комиссий.
В Республике Каракалпакстан, областях и городе Ташкенте создаются территориальные межведомственные комиссии по противодействию коррупции (далее – территориальные межведомственные комиссии) в порядке, установленном законодательством.
Основными задачами Межведомственной комиссии являются:
организация разработки и реализации государственных и иных программ в области противодействия коррупции;
координация деятельности и обеспечение взаимодействия органов и организаций, осуществляющих и участвующих в деятельности по противодействию коррупции;
организация разработки и реализации мер по повышению правового сознания и правовой культуры населения, формированию в обществе нетерпимого отношения к коррупции;
обеспечение повышения эффективности мер по предупреждению, выявлению, пресечению коррупционных правонарушений, устранению их последствий, а также причин и условий, им способствующих;
сбор и анализ информации о состоянии и тенденциях коррупции;
осуществление мониторинга за реализацией мер по противодействию коррупции, оценка эффективности существующих организационно-практических и правовых механизмов в данной сфере;
подготовка предложений по совершенствованию законодательства о противодействии коррупции и улучшению работы в данной сфере;
координация деятельности территориальных межведомственных комиссий.
Статья 9. Полномочия Генеральной прокуратуры Республики
Узбекистан в области противодействия коррупции
Генеральная прокуратура Республики Узбекистан в пределах своих полномочий:
участвует в разработке и реализации государственных и иных программ в области противодействия коррупции;
осуществляет надзор за точным и единообразным исполнением законодательства о противодействии коррупции;
координирует деятельность органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, дознание, предварительное следствие, а также профилактику правонарушений в области противодействия коррупции;
осуществляет предварительное следствие по преступлениям, связанным с коррупцией;
осуществляет сбор и анализ информации о состоянии коррупции и результатах противодействия коррупции;
рассматривает обращения физических и юридических лиц по фактам коррупции и принимает меры по восстановлению их нарушенных прав и защите законных интересов;
участвует в законотворческой деятельности в области противодействия коррупции, в том числе в реализации права законодательной инициативы;
участвует в деятельности по правовой пропаганде среди населения, направленной на повышение правового сознания, правовой культуры в обществе и укрепление законности;
разрабатывает и осуществляет мероприятия по обеспечению своевременного предупреждения, выявления и пресечения коррупционных правонарушений, устранению их последствий, а также причин и условий, им способствующих;
взаимодействует с другими органами и организациями, осуществляющими и участвующими в деятельности по противодействию коррупции;
осуществляет международное сотрудничество в области противодействия коррупции.
Генеральная прокуратура Республики Узбекистан может осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.
участвует в разработке и реализации государственных и иных программ в области противодействия коррупции;
осуществляет надзор за точным и единообразным исполнением законодательства о противодействии коррупции;
координирует деятельность органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, дознание, предварительное следствие, а также профилактику правонарушений в области противодействия коррупции;
осуществляет предварительное следствие по преступлениям, связанным с коррупцией;
осуществляет сбор и анализ информации о состоянии коррупции и результатах противодействия коррупции;
рассматривает обращения физических и юридических лиц по фактам коррупции и принимает меры по восстановлению их нарушенных прав и защите законных интересов;
участвует в законотворческой деятельности в области противодействия коррупции, в том числе в реализации права законодательной инициативы;
участвует в деятельности по правовой пропаганде среди населения, направленной на повышение правового сознания, правовой культуры в обществе и укрепление законности;
разрабатывает и осуществляет мероприятия по обеспечению своевременного предупреждения, выявления и пресечения коррупционных правонарушений, устранению их последствий, а также причин и условий, им способствующих;
взаимодействует с другими органами и организациями, осуществляющими и участвующими в деятельности по противодействию коррупции;
осуществляет международное сотрудничество в области противодействия коррупции.
Генеральная прокуратура Республики Узбекистан может осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.
Статья 10. Полномочия Службы национальной безопасности Республики Узбекистан в области противодействия коррупции
Служба национальной безопасности Республики Узбекистан в пределах своих полномочий:
участвует в разработке и реализации государственных и иных программ в области противодействия коррупции;
осуществляет оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие по преступлениям, связанным с коррупцией;
осуществляет сбор и анализ информации о состоянии коррупции и результатах противодействия коррупции, осуществляет оценку угроз для национальной безопасности, предоставляет необходимую информацию соответствующим государственным органам;
рассматривает обращения физических и юридических лиц по фактам коррупции и принимает меры по восстановлению их нарушенных прав и защите законных интересов;
разрабатывает и осуществляет мероприятия по обеспечению своевременного предупреждения, выявления и пресечения коррупционных правонарушений, устранению их последствий, а также причин и условий, им способствующих;
взаимодействует с другими органами и организациями, осуществляющими и участвующими в деятельности по противодействию коррупции;
осуществляет международное сотрудничество в области противодействия коррупции.
Служба национальной безопасности Республики Узбекистан может осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.
участвует в разработке и реализации государственных и иных программ в области противодействия коррупции;
осуществляет оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие по преступлениям, связанным с коррупцией;
осуществляет сбор и анализ информации о состоянии коррупции и результатах противодействия коррупции, осуществляет оценку угроз для национальной безопасности, предоставляет необходимую информацию соответствующим государственным органам;
рассматривает обращения физических и юридических лиц по фактам коррупции и принимает меры по восстановлению их нарушенных прав и защите законных интересов;
разрабатывает и осуществляет мероприятия по обеспечению своевременного предупреждения, выявления и пресечения коррупционных правонарушений, устранению их последствий, а также причин и условий, им способствующих;
взаимодействует с другими органами и организациями, осуществляющими и участвующими в деятельности по противодействию коррупции;
осуществляет международное сотрудничество в области противодействия коррупции.
Служба национальной безопасности Республики Узбекистан может осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.
Статья 11. Полномочия Министерства внутренних дел Республики Узбекистан в области противодействия коррупции
Министерство внутренних дел Республики Узбекистан в пределах своих полномочий:
участвует в разработке и реализации государственных и иных программ в области противодействия коррупции;
осуществляет оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие по преступлениям, связанным с коррупцией;
осуществляет сбор и анализ информации о состоянии коррупции и результатах противодействия коррупции, предоставляет необходимую информацию соответствующим государственным органам;
рассматривает обращения физических и юридических лиц по фактам коррупции и принимает меры по восстановлению их нарушенных прав и защите законных интересов;
участвует в деятельности по правовой пропаганде среди населения, направленной на повышение правового сознания, правовой культуры в обществе и укрепление законности;
обеспечивает ведение учета и анализа статистических данных о коррупционных правонарушениях;
разрабатывает и осуществляет мероприятия по обеспечению своевременного предупреждения, выявления и пресечения коррупционных правонарушений, устранению их последствий, а также причин и условий, им способствующих;
взаимодействует с другими органами и организациями, осуществляющими и участвующими в деятельности по противодействию коррупции;
осуществляет международное сотрудничество в области противодействия коррупции.
Министерство внутренних дел Республики Узбекистан может осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.
участвует в разработке и реализации государственных и иных программ в области противодействия коррупции;
осуществляет оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие по преступлениям, связанным с коррупцией;
осуществляет сбор и анализ информации о состоянии коррупции и результатах противодействия коррупции, предоставляет необходимую информацию соответствующим государственным органам;
рассматривает обращения физических и юридических лиц по фактам коррупции и принимает меры по восстановлению их нарушенных прав и защите законных интересов;
участвует в деятельности по правовой пропаганде среди населения, направленной на повышение правового сознания, правовой культуры в обществе и укрепление законности;
обеспечивает ведение учета и анализа статистических данных о коррупционных правонарушениях;
разрабатывает и осуществляет мероприятия по обеспечению своевременного предупреждения, выявления и пресечения коррупционных правонарушений, устранению их последствий, а также причин и условий, им способствующих;
взаимодействует с другими органами и организациями, осуществляющими и участвующими в деятельности по противодействию коррупции;
осуществляет международное сотрудничество в области противодействия коррупции.
Министерство внутренних дел Республики Узбекистан может осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.
Статья 12. Полномочия Министерства юстиции Республики
Узбекистан в области противодействия коррупции
Министерство юстиции Республики Узбекистан в пределах своих полномочий:
участвует в разработке и реализации государственных и иных программ в области противодействия коррупции;
участвует в законотворческой деятельности в области противодействия коррупции;
осуществляет и координирует деятельность по правовой пропаганде среди населения, направленной на повышение правового сознания, правовой культуры в обществе и укрепление законности;
участвует в реализации мер по правовому обучению и воспитанию в области противодействия коррупции в образовательных учреждениях;
осуществляет анализ нормативно-правовых актов и их проектов на предмет выявления в них положений и норм, создающих условия для коррупции;
принимает меры по устранению причин и условий, способствующих коррупции;
взаимодействует с другими органами и организациями, осуществляющими и участвующими в деятельности по противодействию коррупции;
осуществляет международное сотрудничество в области противодействия коррупции.
Министерство юстиции Республики Узбекистан может осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.
участвует в разработке и реализации государственных и иных программ в области противодействия коррупции;
участвует в законотворческой деятельности в области противодействия коррупции;
осуществляет и координирует деятельность по правовой пропаганде среди населения, направленной на повышение правового сознания, правовой культуры в обществе и укрепление законности;
участвует в реализации мер по правовому обучению и воспитанию в области противодействия коррупции в образовательных учреждениях;
осуществляет анализ нормативно-правовых актов и их проектов на предмет выявления в них положений и норм, создающих условия для коррупции;
принимает меры по устранению причин и условий, способствующих коррупции;
взаимодействует с другими органами и организациями, осуществляющими и участвующими в деятельности по противодействию коррупции;
осуществляет международное сотрудничество в области противодействия коррупции.
Министерство юстиции Республики Узбекистан может осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.
Статья 13. Полномочия Департамента по борьбе с налоговыми,
валютными преступлениями и легализацией преступных доходов при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан в области противодействия коррупции
Департамент по борьбе с налоговыми, валютными преступлениями и легализацией преступных доходов при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан в пределах своих полномочий:
участвует в разработке и реализации государственных и иных программ в области противодействия коррупции;
осуществляет оперативно-розыскную деятельность, дознание по преступлениям, связанным с легализацией доходов, полученных от преступной деятельности, и иным преступлениям, связанным с коррупцией;
организует и проводит мониторинг операций с денежными средствами или иным имуществом для выявления возможных каналов и механизмов легализации доходов, полученных от преступной деятельности;
своевременно информирует соответствующие государственные органы о выявленных коррупционных правонарушениях для организации уголовного преследования и принятия иных мер правового воздействия;
разрабатывает и осуществляет мероприятия по обеспечению своевременного предупреждения, выявления и пресечения коррупционных правонарушений, устранению их последствий, а также причин и условий, им способствующих;
взаимодействует с другими органами и организациями, осуществляющими и участвующими в деятельности по противодействию коррупции;
осуществляет международное сотрудничество в области противодействия коррупции.
Департамент по борьбе с налоговыми, валютными преступлениями и легализацией преступных доходов при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан может осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.
участвует в разработке и реализации государственных и иных программ в области противодействия коррупции;
осуществляет оперативно-розыскную деятельность, дознание по преступлениям, связанным с легализацией доходов, полученных от преступной деятельности, и иным преступлениям, связанным с коррупцией;
организует и проводит мониторинг операций с денежными средствами или иным имуществом для выявления возможных каналов и механизмов легализации доходов, полученных от преступной деятельности;
своевременно информирует соответствующие государственные органы о выявленных коррупционных правонарушениях для организации уголовного преследования и принятия иных мер правового воздействия;
разрабатывает и осуществляет мероприятия по обеспечению своевременного предупреждения, выявления и пресечения коррупционных правонарушений, устранению их последствий, а также причин и условий, им способствующих;
взаимодействует с другими органами и организациями, осуществляющими и участвующими в деятельности по противодействию коррупции;
осуществляет международное сотрудничество в области противодействия коррупции.
Департамент по борьбе с налоговыми, валютными преступлениями и легализацией преступных доходов при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан может осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.
Статья 14. Участие органов самоуправления граждан,
негосударственных некоммерческих организаций и граждан в противодействии коррупции
Органы самоуправления граждан, негосударственные некоммерческие организации и граждане могут:
участвовать в разработке и реализации государственных и иных программ в области противодействия коррупции;
участвовать в повышении правового сознания и правовой культуры населения, формировании в обществе нетерпимого отношения к коррупции;
осуществлять общественный контроль за исполнением законодательства о противодействии коррупции;
вносить предложения по совершенствованию законодательства о противодействии коррупции;
взаимодействовать с государственными органами и иными организациями в области противодействия коррупции.
Органы самоуправления граждан, негосударственные некоммерческие организации и граждане могут участвовать и в иных мероприятиях в соответствии с законодательством.
Негосударственные некоммерческие организации в целях реализации мероприятий, предусмотренных в настоящей статье, участвуют в деятельности Межведомственной комиссии и территориальных межведомственных комиссий, а также рабочих групп, комиссий и общественно-консультативных органов при государственных органах в порядке, установленном законодательством.
участвовать в разработке и реализации государственных и иных программ в области противодействия коррупции;
участвовать в повышении правового сознания и правовой культуры населения, формировании в обществе нетерпимого отношения к коррупции;
осуществлять общественный контроль за исполнением законодательства о противодействии коррупции;
вносить предложения по совершенствованию законодательства о противодействии коррупции;
взаимодействовать с государственными органами и иными организациями в области противодействия коррупции.
Органы самоуправления граждан, негосударственные некоммерческие организации и граждане могут участвовать и в иных мероприятиях в соответствии с законодательством.
Негосударственные некоммерческие организации в целях реализации мероприятий, предусмотренных в настоящей статье, участвуют в деятельности Межведомственной комиссии и территориальных межведомственных комиссий, а также рабочих групп, комиссий и общественно-консультативных органов при государственных органах в порядке, установленном законодательством.
Статья 15. Участие средств массовой информации в противодействии коррупции
Средства массовой информации:
участвуют в разработке и реализации государственных и иных программ в области противодействия коррупции;
освещают мероприятия, направленные на реализацию государственной политики в области противодействия коррупции, в том числе на повышение правового сознания и правовой культуры населения, формирование в обществе нетерпимого отношения к коррупции;
осуществляют общественный контроль за исполнением законодательства о противодействии коррупции;
взаимодействуют с государственными органами и иными организациями в области противодействия коррупции.
Средства массовой информации могут участвовать и в иных мероприятиях в соответствии с законодательством.
участвуют в разработке и реализации государственных и иных программ в области противодействия коррупции;
освещают мероприятия, направленные на реализацию государственной политики в области противодействия коррупции, в том числе на повышение правового сознания и правовой культуры населения, формирование в обществе нетерпимого отношения к коррупции;
осуществляют общественный контроль за исполнением законодательства о противодействии коррупции;
взаимодействуют с государственными органами и иными организациями в области противодействия коррупции.
Средства массовой информации могут участвовать и в иных мероприятиях в соответствии с законодательством.
Глава 3. Повышение правового сознания и правовой культуры
в области противодействия коррупции
Статья 16. Повышение правового сознания и правовой культуры
населения, формирование в обществе нетерпимого отношения к коррупции
В целях противодействия коррупции государственные органы и иные организации принимают необходимые меры по повышению правового сознания и правовой культуры населения, формированию в обществе нетерпимого отношения к коррупции, в том числе путем проведения разъяснительной работы, организации правового воспитания и образования, научно-практических мероприятий, разработки учебно-методической и научной литературы по вопросам противодействия коррупции.
Статья 17. Повышение правовой грамотности работников
государственных органов и иных организаций
Государственные органы и иные организации принимают необходимые меры по повышению правовой грамотности, в том числе уровня правовых знаний их должностных лиц и других работников в области противодействия коррупции.
Статья 18. Правовое обучение и воспитание в области
противодействия коррупции в образовательных учреждениях
Правовое обучение и воспитание в области противодействия коррупции в образовательных учреждениях осуществляется в соответствии с установленными государственными образовательными стандартами.
Органы государственного управления образованием и образовательные учреждения разрабатывают меры, направленные на правовое обучение и воспитание, повышение качества профессиональной подготовки специалистов в образовательных учреждениях, постоянное совершенствование образовательных программ с учетом основных направлений государственной политики в области противодействия коррупции.
Органы государственного управления образованием и образовательные учреждения разрабатывают меры, направленные на правовое обучение и воспитание, повышение качества профессиональной подготовки специалистов в образовательных учреждениях, постоянное совершенствование образовательных программ с учетом основных направлений государственной политики в области противодействия коррупции.
Глава 4. Меры по предупреждению коррупции
Статья 19. Меры по предупреждению коррупции в сфере
государственного управления
Мерами по предупреждению коррупции в сфере государственного управления являются:
обеспечение открытости деятельности государственных органов и их подотчетности, повышение эффективности системы государственного управления, усиление ответственности государственных органов,
их должностных лиц и других работников за выполнение возложенных на них задач;
осуществление парламентского и общественного контроля за деятельностью государственных органов в области противодействия коррупции;
недопущение коррупционных правонарушений в деятельности государственных органов и их работников;
внедрение критериев эффективности, стандартов и систем оценки качества исполнения должностными лицами и другими работниками государственных органов своих должностных или служебных обязанностей;
эффективная реализация правил этического поведения работников государственных органов, определяющих единые принципы и правила этического поведения в профессиональной и внеслужебной деятельности;
совершенствование организационно-правовых основ разрешения конфликта интересов работников государственных органов, обеспечение проведения мониторинга за их соблюдением;
определение правового статуса работников государственных органов, установление прозрачного порядка прохождения службы, внедрение системы конкурсного отбора и продвижения по службе на основе личных и профессиональных качеств, принципов открытости, беспристрастности, справедливости и объективности;
обеспечение контроля за соблюдением государственными органами требований законодательства об обращениях физических и юридических лиц, полным, объективным и своевременным рассмотрением обращений, принятием ими в пределах своих полномочий мер по восстановлению нарушенных прав, свобод и защите законных интересов физических и юридических лиц;
регулярное проведение мониторинга за осуществлением мероприятий по предупреждению коррупции в деятельности государственных органов с оценкой эффективности принимаемых ими мер;
организация антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов и их проектов;
обеспечение эффективной социальной защиты, материального обеспечения и стимулирования должностных лиц и других работников государственных органов.
Законодательством могут быть предусмотрены и иные меры по предупреждению коррупции в сфере государственного управления.
Должностные лица и другие работники государственных органов и иных организаций обязаны соблюдать законодательство, выполнять свои должностные или служебные обязанности беспристрастно, объективно, добросовестно, с соблюдением правил этического поведения и воздерживаться от совершения каких-либо коррупционных правонарушений или любых других действий, создающих условия для совершения таких правонарушений.
обеспечение открытости деятельности государственных органов и их подотчетности, повышение эффективности системы государственного управления, усиление ответственности государственных органов,
их должностных лиц и других работников за выполнение возложенных на них задач;
осуществление парламентского и общественного контроля за деятельностью государственных органов в области противодействия коррупции;
недопущение коррупционных правонарушений в деятельности государственных органов и их работников;
внедрение критериев эффективности, стандартов и систем оценки качества исполнения должностными лицами и другими работниками государственных органов своих должностных или служебных обязанностей;
эффективная реализация правил этического поведения работников государственных органов, определяющих единые принципы и правила этического поведения в профессиональной и внеслужебной деятельности;
совершенствование организационно-правовых основ разрешения конфликта интересов работников государственных органов, обеспечение проведения мониторинга за их соблюдением;
определение правового статуса работников государственных органов, установление прозрачного порядка прохождения службы, внедрение системы конкурсного отбора и продвижения по службе на основе личных и профессиональных качеств, принципов открытости, беспристрастности, справедливости и объективности;
обеспечение контроля за соблюдением государственными органами требований законодательства об обращениях физических и юридических лиц, полным, объективным и своевременным рассмотрением обращений, принятием ими в пределах своих полномочий мер по восстановлению нарушенных прав, свобод и защите законных интересов физических и юридических лиц;
регулярное проведение мониторинга за осуществлением мероприятий по предупреждению коррупции в деятельности государственных органов с оценкой эффективности принимаемых ими мер;
организация антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов и их проектов;
обеспечение эффективной социальной защиты, материального обеспечения и стимулирования должностных лиц и других работников государственных органов.
Законодательством могут быть предусмотрены и иные меры по предупреждению коррупции в сфере государственного управления.
Должностные лица и другие работники государственных органов и иных организаций обязаны соблюдать законодательство, выполнять свои должностные или служебные обязанности беспристрастно, объективно, добросовестно, с соблюдением правил этического поведения и воздерживаться от совершения каких-либо коррупционных правонарушений или любых других действий, создающих условия для совершения таких правонарушений.
Статья 20. Меры по предупреждению коррупции в сфере
социально-экономического развития и предпринимательства
Мерами по предупреждению коррупции в сфере социально-экономического развития и предпринимательства являются:
устранение административных и бюрократических барьеров, упрощение и повышение оперативности регистрационных, разрешительных и лицензионных процедур;
оптимизация контрольно-надзорных функций государственных органов, совершенствование системы проверок деятельности субъектов предпринимательства, недопущение незаконного вмешательства в их деятельность;
широкое внедрение дистанционных форм взаимоотношений между государственными органами и субъектами предпринимательства;
создание равных условий для ведения предпринимательской деятельности и недопущение недобросовестной конкуренции;
внедрение эффективных правовых механизмов государственных закупок, обеспечение гласности, прозрачности и поддержание конкурентной среды в размещении государственных закупок;
создание справедливых условий и равных возможностей для населения в сфере образования, здравоохранения, социального обеспечения, коммунального обслуживания и других сферах социально-экономического развития, недопущение коррупционных правонарушений;
внедрение эффективных механизмов противодействия коррупции в негосударственных организациях.
Законодательством могут быть предусмотрены и иные меры по предупреждению коррупции в сфере социально-экономического развития и предпринимательства.
устранение административных и бюрократических барьеров, упрощение и повышение оперативности регистрационных, разрешительных и лицензионных процедур;
оптимизация контрольно-надзорных функций государственных органов, совершенствование системы проверок деятельности субъектов предпринимательства, недопущение незаконного вмешательства в их деятельность;
широкое внедрение дистанционных форм взаимоотношений между государственными органами и субъектами предпринимательства;
создание равных условий для ведения предпринимательской деятельности и недопущение недобросовестной конкуренции;
внедрение эффективных правовых механизмов государственных закупок, обеспечение гласности, прозрачности и поддержание конкурентной среды в размещении государственных закупок;
создание справедливых условий и равных возможностей для населения в сфере образования, здравоохранения, социального обеспечения, коммунального обслуживания и других сферах социально-экономического развития, недопущение коррупционных правонарушений;
внедрение эффективных механизмов противодействия коррупции в негосударственных организациях.
Законодательством могут быть предусмотрены и иные меры по предупреждению коррупции в сфере социально-экономического развития и предпринимательства.
Статья 21. Меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов
Работники государственных органов при исполнении должностных или служебных обязанностей не должны допускать личную заинтересованность, которая приводит или может привести к конфликту интересов.
В случае возникновения конфликта интересов работники государственных органов должны незамедлительно проинформировать своего непосредственного руководителя. Руководитель, получивший сведения о наличии конфликта интересов, обязан своевременно принять меры по его предотвращению или урегулированию.
Специальные подразделения или комиссии по этике государственных органов осуществляют мониторинг за соблюдением правил разрешения конфликта интересов.
Работники государственных органов, а также их руководители, допустившие нарушение требований предотвращения или урегулирования конфликта интересов, несут ответственность в соответствии с законодательством.
В случае возникновения конфликта интересов работники государственных органов должны незамедлительно проинформировать своего непосредственного руководителя. Руководитель, получивший сведения о наличии конфликта интересов, обязан своевременно принять меры по его предотвращению или урегулированию.
Специальные подразделения или комиссии по этике государственных органов осуществляют мониторинг за соблюдением правил разрешения конфликта интересов.
Работники государственных органов, а также их руководители, допустившие нарушение требований предотвращения или урегулирования конфликта интересов, несут ответственность в соответствии с законодательством.
Статья 22. Меры по предупреждению коррупции в сфере
административных процедур
Мерами по предупреждению коррупции в сфере административных процедур являются:
обеспечение принципов законности и справедливости, создание гарантий беспристрастности административно-управленческого процесса, повышение его прозрачности, доступности для внешнего и внутреннего контроля;
детальная регламентация административных процедур с ограничением дискреционных полномочий, недопущение бюрократического формализма;
внедрение упрощенных административных процедур;
установление эффективных механизмов обжалования решений государственных органов и возмещения причиненного ущерба.
Законодательством могут быть предусмотрены и иные меры по предупреждению коррупции в сфере административных процедур.
обеспечение принципов законности и справедливости, создание гарантий беспристрастности административно-управленческого процесса, повышение его прозрачности, доступности для внешнего и внутреннего контроля;
детальная регламентация административных процедур с ограничением дискреционных полномочий, недопущение бюрократического формализма;
внедрение упрощенных административных процедур;
установление эффективных механизмов обжалования решений государственных органов и возмещения причиненного ущерба.
Законодательством могут быть предусмотрены и иные меры по предупреждению коррупции в сфере административных процедур.
Статья 23. Меры по предупреждению коррупции в сфере
осуществления государственных закупок
Мерами по предупреждению коррупции в сфере осуществления государственных закупок являются:
обеспечение прозрачности и доступности информации о процедурах осуществления государственных закупок;
обеспечение справедливой конкуренции и использования объективных критериев при принятии решений;
создание эффективной системы внутреннего контроля, а также процедуры обжалования и оспаривания результатов проведения государственных закупок;
обеспечение эффективного функционирования государственных электронных торгов.
Законодательством могут быть предусмотрены и иные меры по предупреждению коррупции в сфере осуществления государственных закупок.
Статья 24. Антикоррупционная экспертиза нормативно-правовых актов и их проектов
Антикоррупционная экспертиза нормативно-правовых актов и их проектов представляет собой процесс, направленный на:
выявление коррупциогенных факторов, создающих возможность совершения коррупционных правонарушений;
общую оценку последствий принятия проекта, создающих возможность совершения коррупционных правонарушений;
прогнозирование возможности возникновения рисков коррупционного характера в процессе применения нормативно-правовых актов;
разработку рекомендаций и принятие мер, направленных на устранение выявленных коррупциогенных факторов.
Антикоррупционная экспертиза нормативно-правовых актови их проектов проводится государственными органами и иными организациями по соответствующим направлениям деятельности в порядке, установленном законодательством.
выявление коррупциогенных факторов, создающих возможность совершения коррупционных правонарушений;
общую оценку последствий принятия проекта, создающих возможность совершения коррупционных правонарушений;
прогнозирование возможности возникновения рисков коррупционного характера в процессе применения нормативно-правовых актов;
разработку рекомендаций и принятие мер, направленных на устранение выявленных коррупциогенных факторов.
Антикоррупционная экспертиза нормативно-правовых актови их проектов проводится государственными органами и иными организациями по соответствующим направлениям деятельности в порядке, установленном законодательством.
Глава 5. Выявление, пресечение коррупционных правонарушений, неотвратимость ответственности
Статья 25. Меры по своевременному выявлению и пресечению
коррупционных правонарушений, обеспечению принципа неотвратимости ответственности за совершение коррупционных правонарушений
Мерами по своевременному выявлению и пресечению коррупционных правонарушений, обеспечению принципа неотвратимости ответственности за совершение коррупционных правонарушений являются:
организация эффективной работы государственных органов, непосредственно осуществляющих деятельность по противодействию коррупции, основанной на системном анализе состояния и тенденций коррупции, недопущение коррупционных правонарушений в их деятельности;
использование современных форм и методов борьбы с коррупционными правонарушениями, повышение уровня технического обеспечения правоохранительных органов, внедрение в их работу современных информационно-коммуникационных технологий;
обеспечение самостоятельности и независимости судов, открытости их деятельности;
обеспечение координации и взаимодействия между государственными органами, непосредственно осуществляющими деятельность по противодействию коррупции;
обеспечение полного, объективного и своевременного рассмотрения обращений физических и юридических лиц по фактам коррупционных правонарушений;
обеспечение защиты лиц, сообщающих информацию о коррупционных правонарушениях;
создание эффективных уголовно-правовых и уголовно-процессуальных механизмов борьбы с коррупцией.
Статья 26. Обязанность работников государственных органов уведомлять о фактах коррупционных правонарушений
Работники государственных органов обязаны уведомлять своего руководителя либо правоохранительные органы обо всех случаях обращения к ним каких-либо лиц в целях склонения их к совершению коррупционных правонарушений, а также о любых известных им фактах подобных правонарушений, совершенных другими работниками государственных органов.
Невыполнение работниками государственных органов обязанности, предусмотренной в части первой настоящей статьи, влечет ответственность в соответствии с законодательством.
Невыполнение работниками государственных органов обязанности, предусмотренной в части первой настоящей статьи, влечет ответственность в соответствии с законодательством.
Статья 27. Ответственность за коррупционные правонарушения
Совершение коррупционных правонарушений влечет ответственность в соответствии с законодательством.
Лица, совершившие коррупционное правонарушение, по решению суда могут быть лишены определенных прав, в том числе права занимать определенные должности в соответствии с законом.
Юридические лица подлежат ответственности за совершение коррупционных правонарушений в порядке, установленном законом.
Лица, совершившие коррупционное правонарушение, по решению суда могут быть лишены определенных прав, в том числе права занимать определенные должности в соответствии с законом.
Юридические лица подлежат ответственности за совершение коррупционных правонарушений в порядке, установленном законом.
Статья 28. Защита лиц, сообщающих информацию о коррупционных правонарушениях
Лица, сообщающие информацию о коррупционных правонарушениях, находятся под защитой государства, за исключением случаев, установленных законом.
Преследование лиц, сообщающих информацию о коррупционных правонарушениях, влечет ответственность в соответствии с законом.
Правила настоящей статьи не распространяются на лиц, сообщивших заведомо ложную информацию о коррупционных правонарушениях, которые несут ответственность в соответствии с законом.
Преследование лиц, сообщающих информацию о коррупционных правонарушениях, влечет ответственность в соответствии с законом.
Правила настоящей статьи не распространяются на лиц, сообщивших заведомо ложную информацию о коррупционных правонарушениях, которые несут ответственность в соответствии с законом.
Статья 29. Отмена или изменение решений, принятых
в результате коррупционных правонарушений
Решения, принятые в результате коррупционных правонарушений, могут быть отменены или изменены уполномоченным государственным органом, иной организацией или должностным лицом или признаны недействительными в судебном порядке по заявлению заинтересованного лица.
В случае отмены, изменения или признания недействительным решения, принятого в результате совершения коррупционных правонарушений, ущерб, причиненный физическим и юридическим лицам в результате его принятия, подлежит возмещению в порядке, установленном законодательством.
В случае отмены, изменения или признания недействительным решения, принятого в результате совершения коррупционных правонарушений, ущерб, причиненный физическим и юридическим лицам в результате его принятия, подлежит возмещению в порядке, установленном законодательством.
Глава 6. Заключительные положения
Статья 30. Исследования в области коррупции
Изучение состояния коррупции, ее характера, масштабов, динамики и тенденций, а также эффективности реализации государственной политики в области противодействия коррупции осуществляется государственными органами во взаимодействии с органами самоуправления граждан, негосударственными некоммерческими и иными организациями, средствами массовой информации, а также гражданами на постоянной основе путем проведения социологических, специальных, научных и иных видов исследований.
Социологические исследования включают в себя систематическое изучение общественного мнения путем проведения социологических опросов и использования других методов с целью выявления отраслей и сфер, наиболее подверженных коррупции, причин и условий ее возникновения, а также установления социальных групп, вовлеченных в данную деятельность.
Специальные исследования включают в себя регулярный системный анализ результатов деятельности правоохранительных и контролирующих органов по противодействию коррупции, состояния коррупционной преступности, статистического учета показателей коррупции, изучение характера и масштабов, динамики и тенденций коррупции во всех сферах жизнедеятельности государства и общества.
Научные исследования включают в себя проведение научных исследований по проблемам противодействия коррупции, разработку научных методик и рекомендаций, рациональное их введение в практику, прогнозирование и научный анализ эффективности применяемых в противодействии коррупции форм и методов.
Государство поддерживает и стимулирует исследования в области противодействия коррупции.
Социологические исследования включают в себя систематическое изучение общественного мнения путем проведения социологических опросов и использования других методов с целью выявления отраслей и сфер, наиболее подверженных коррупции, причин и условий ее возникновения, а также установления социальных групп, вовлеченных в данную деятельность.
Специальные исследования включают в себя регулярный системный анализ результатов деятельности правоохранительных и контролирующих органов по противодействию коррупции, состояния коррупционной преступности, статистического учета показателей коррупции, изучение характера и масштабов, динамики и тенденций коррупции во всех сферах жизнедеятельности государства и общества.
Научные исследования включают в себя проведение научных исследований по проблемам противодействия коррупции, разработку научных методик и рекомендаций, рациональное их введение в практику, прогнозирование и научный анализ эффективности применяемых в противодействии коррупции форм и методов.
Государство поддерживает и стимулирует исследования в области противодействия коррупции.
Статья 31. Доступ к информации
Каждый обладает правом доступа к информации об организации
и функционировании государственных органов, о процессах принятия актов, касающихся этого лица или группы лиц.
Государственные органы, органы самоуправления граждан, негосударственные некоммерческие и иные организации предоставляют средствам массовой информации сообщения о событиях, фактах, явлениях и процессах, связанных с коррупцией, имеющих интерес для общества, в порядке, установленном законодательством.
Доступ к информации может быть ограничен только в соответствии с законом.
и функционировании государственных органов, о процессах принятия актов, касающихся этого лица или группы лиц.
Государственные органы, органы самоуправления граждан, негосударственные некоммерческие и иные организации предоставляют средствам массовой информации сообщения о событиях, фактах, явлениях и процессах, связанных с коррупцией, имеющих интерес для общества, в порядке, установленном законодательством.
Доступ к информации может быть ограничен только в соответствии с законом.
Статья 32. Международное сотрудничество в области противодействия коррупции
Международное сотрудничество в области противодействия коррупции осуществляется в соответствии с законодательством и международными договорами Республики Узбекистан.
Государственные органы, осуществляющие деятельность по противодействию коррупции, имеют право направлять в компетентные органы иностранных государств запросы о предоставлении необходимой информации и отвечать на их запросы.
Государственные органы, осуществляющие деятельность по противодействию коррупции, принимают меры по возвращению имущества, полученного в результате коррупционных правонарушений, в соответствии с законодательством и международными договорами Республики Узбекистан.
Государственные органы, осуществляющие деятельность по противодействию коррупции, имеют право направлять в компетентные органы иностранных государств запросы о предоставлении необходимой информации и отвечать на их запросы.
Государственные органы, осуществляющие деятельность по противодействию коррупции, принимают меры по возвращению имущества, полученного в результате коррупционных правонарушений, в соответствии с законодательством и международными договорами Республики Узбекистан.
Статья 33. Приведение законодательства в соответствие
с настоящим Законом
Кабинету Министров Республики Узбекистан:
привести решения правительства в соответствие с настоящим Законом;
обеспечить пересмотр и отмену органами государственного управления их нормативно-правовых актов, противоречащих настоящему Закону.
привести решения правительства в соответствие с настоящим Законом;
обеспечить пересмотр и отмену органами государственного управления их нормативно-правовых актов, противоречащих настоящему Закону.
Статья 34. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент
Республики Узбекистан Ш. Мирзиёев
Город Ташкент,
3 января 2017 года
№ ЗРУ-419