Закон Республики Узбекистан

Об охране труда

(новая редакция)

Статья 1. Цель настоящего Закона

Целью настоящего Закона является регулирование отношений в области охраны труда.

Статья 2. Законодательство об охране труда

Законодательство об охране труда состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства.

Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Республики Узбекистан об охране труда, то применяются правила международного договора.

Статья 3. Сфера действия настоящего Закона

Действие настоящего Закона распространяется на:

работников, состоящих в трудовых отношениях с предприятиями, учреждениями и организациями (далее — организации), а также с отдельными нанимателями;

студентов высших образовательных учреждений, учащихся средних специальных, профессиональных образовательных учреждений, слушателей других образовательных учреждений, проходящих производственную практику;

военнослужащих, привлекаемых для работы в организациях;

граждан, проходящих альтернативную службу;

лиц, отбывающих наказание по приговору суда, в период их работы в организациях, определяемых учреждениями по исполнению наказания, а также лиц, к которым применено административное взыскание в виде административного ареста, лиц, привлекаемых на выполнение других видов работ, в том числе организуемых в интересах общества и государства.

Действие настоящего Закона распространяется и на работодателей.

Лица, указанные в части первой настоящей статьи, далее именуются работниками.

Статья 4. Основные понятия

В настоящем Законе применяются следующие основные понятия:

средства коллективной защиты — технические и иные средства, конструктивно или функционально связанные с производственным помещением и производственным процессом, предназначенные для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредного производственного фактора и (или) опасного производственного фактора, а также для защиты от загрязнений;

вредный производственный фактор — производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его профессиональному заболеванию;

рабочее место — место постоянного или временного пребывания работника в процессе трудовой деятельности;

производственная деятельность — совокупность действий, осуществляемых при производстве продукции, переработке сырья, выполнении работ, оказании услуг;

несчастный случай на производстве — происшествие, в результате которого работник получил трудовое увечье или иное повреждение здоровья, связанное с исполнением им трудовых обязанностей, как на территории работодателя, так и за ее пределами, в том числе во время следования к месту работы либо с работы на транспорте, предоставленном работодателем, и которое повлекло необходимость перевода работника на другую работу, временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности либо его смерть;

профессиональное заболевание — острое или хроническое заболевание работника, являющееся результатом воздействия на него вредного производственного фактора или опасного производственного фактора и повлекшее временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности;

условия труда — совокупность социальных и производственных факторов, при которых осуществляется труд;

охрана труда — система правовых, социально-экономических, организационных, технических, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических, реабилитационных мероприятий и средств по обеспечению безопасности, сохранения жизни и здоровья, работоспособности человека в процессе труда;

трудовое увечье — временная или стойкая утрата работником профессиональной трудоспособности вследствие несчастного случая на производстве;

неблагоприятные производственные факторы — наличие вредного производственного фактора и (или) опасного производственного фактора;

опасный производственный фактор — производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его травме;

средства индивидуальной защиты — технические и иные средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работника вредного производственного фактора и (или) опасного производственного фактора, а также для защиты от загрязнений.

Статья 5. Основные направления государственной политики в области охраны труда

Основными направлениями государственной политики в области охраны труда являются:

обеспечение приоритета жизни и здоровья работника;

разработка и реализация государственных программ в области охраны труда;

координация деятельности органов государственного и хозяйственного управления, органов государственной власти на местах в области охраны труда;

установление требований в области охраны труда для всех организаций;

осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда;

стимулирование разработки и внедрения безопасной техники, технологии и средств защиты работников;

использование достижений науки, техники и передового национального и зарубежного опыта по охране труда;

социальная защита работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве или получивших профессиональные заболевания;

осуществление международного сотрудничества.

Статья 6. Государственное управление охраной труда

Государственное управление охраной труда осуществляется Кабинетом Министров Республики Узбекистан, специально уполномоченным государственным органом в области охраны труда, а также иными государственными органами, которые в соответствии с законодательством имеют отдельные полномочия в области охраны труда.

Статья 7. Полномочия Кабинета Министров Республики Узбекистан в области охраны труда

Кабинет Министров Республики Узбекистан:

обеспечивает реализацию единой государственной политики в области охраны труда;

утверждает и реализует государственные программы в области охраны труда;

обеспечивает координацию деятельности органов государственного и хозяйственного управления, органов государственной власти на местах в области охраны труда;

устанавливает порядок проведения государственной экспертизы условий труда;

устанавливает порядок расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

определяет порядок создания службы охраны труда в организациях;

определяет порядок выделения средств на охрану труда работодателем, а также образования фондов по охране труда и использования их средств;

осуществляет международное сотрудничество в области охраны труда.

Кабинет Министров Республики Узбекистан может осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.

Статья 8. Полномочия специально уполномоченного государственного органа в области охраны труда

Специально уполномоченным государственным органом в области охраны труда является Министерство труда Республики Узбекистан.

Министерство труда Республики Узбекистан:

реализует единую государственную политику в области охраны труда;

участвует в разработке и реализации государственных и иных программ в области охраны труда;

в пределах своих полномочий разрабатывает, согласовывает и утверждает нормативные документы в области технического регулирования и нормативно-правовые акты по вопросам охраны труда;

осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда, в том числе за предоставлением льгот и компенсаций работникам за работу в неблагоприятных и особых условиях труда;

обеспечивает проведение государственной экспертизы условий труда;

взаимодействует с органами государственного и хозяйственного управления, органами государственной власти на местах и другими организациями по вопросам охраны труда;

координирует деятельность органов государственного и хозяйственного управления, органов государственной власти на местах в области охраны труда;

ведет единый реестр профессиональных участников рынка услуг в области охраны труда в порядке, установленном Кабинетом Министров Республики Узбекистан;

проводит мониторинг состояния охраны труда;

анализирует причины производственного травматизма и вносит в органы государственного и хозяйственного управления, органы государственной власти на местах, юридическим и физическим лицам предложения по их предупреждению;

обеспечивает проведение специального расследования и учет несчастных случаев на производстве.

Министерство труда Республики Узбекистан может осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.

Статья 9. Полномочия Министерства здравоохранения Республики Узбекистан в области охраны труда

Министерство здравоохранения Республики Узбекистан:

определяет порядок проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников;

устанавливает санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса;

устанавливает нормативы выдачи молока (других равноценных пищевых продуктов), лечебно-профилактического питания, газированной соленой воды (работающим в горячих цехах), предоставляемых работникам, занятым на работах с неблагоприятными условиями труда;

утверждает перечень медицинских и иных показаний для перевода работника на более легкую или исключающую воздействие неблагоприятных производственных факторов работу;

определяет требования к составлению санитарно-гигиенической характеристики условий труда работника при подозрении у работника профессионального заболевания;

устанавливает порядок определения профессиональных заболеваний и выдачи направления для определения степени утраты профессиональной трудоспособности работников.

Министерство здравоохранения Республики Узбекистан может осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.

Статья 10. Полномочия органов государственного и хозяйственного управления в области охраны труда

Органы государственного и хозяйственного управления в пределах своих полномочий:

участвуют в разработке и реализации государственных и иных программ в области охраны труда;

разрабатывают нормативные документы в области технического регулирования и нормативно-правовые акты по вопросам охраны труда;

утверждают и обеспечивают реализацию отраслевых целевых и специальных программ в области охраны труда;

осуществляют меры по обеспечению соблюдения требований охраны труда в подведомственных организациях;

организуют и обеспечивают проведение расследования и учета несчастных случаев на производстве и иных повреждений здоровья работников в подведомственных организациях;

организуют подготовку, переподготовку, повышение квалификации и проверку знаний по вопросам охраны труда руководителей и специалистов подведомственных организаций.

Органы государственного и хозяйственного управления могут осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.

Статья 11. Полномочия органов государственной власти на местах в области охраны труда

Органы государственной власти на местах:

участвуют в реализации государственных и иных программ в области охраны труда;

утверждают и реализуют территориальные программы в области охраны труда;

координируют деятельность соответствующих территориальных подразделений органов государственного и хозяйственного управления в области охраны труда.

Органы государственной власти на местах могут осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.

Статья 12. Службы охраны труда организации

В целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением в каждой организации, осуществляющей производственную деятельность с численностью пятьдесят и более работников, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку. В организации, насчитывающей пятьдесят и более транспортных средств, также создается служба по безопасности дорожного движения или вводится должность специалиста по безопасности дорожного движения.

В организации с численностью менее пятидесяти работников решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда принимается работодателем с учетом специфики деятельности данной организации.

Служба охраны труда и служба по безопасности дорожного движения являются самостоятельными структурными подразделениями организации и подчиняются непосредственно ее руководителю.

Специалисты службы охраны труда имеют право контролировать соблюдение всеми работниками требований правил и норм по охране труда, выдавать руководителям структурных подразделений обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений, а также вносить представления руководителю организации о привлечении к ответственности лиц, нарушающих требования нормативных документов в области технического регулирования и нормативно-правовых актов по вопросам охраны труда.

Функции службы охраны труда могут осуществляться профессиональными участниками рынка услуг в области охраны труда на договорной основе.

Статья 13. Профессиональные участники рынка услуг в области охраны труда

Профессиональными участниками рынка услуг в области охраны труда являются юридические лица, оказывающие услуги в области охраны труда на договорной основе.

Профессиональные участники рынка услуг в области охраны труда могут:

осуществлять функции службы охраны труда в организациях;

проводить аттестацию рабочих мест по условиям труда;

осуществлять переподготовку и повышение квалификации специалистов по охране труда;

проводить аудит системы управления охраной труда в организации.

Требования к профессиональным участникам рынка услуг в области охраны труда и выполнению ими услуг, а также порядок ведения их единого реестра устанавливаются Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Статья 14. Аттестация рабочих мест по условиям труда

Аттестацией рабочих мест по условиям труда является комплекс мероприятий, проводимых с целью оценки соответствия условий труда, тяжести и напряженности трудового процесса на рабочих местах и их травмоопасности требованиям нормативных документов в области технического регулирования и нормативно-правовых актов по вопросам охраны труда, выявления вредного производственного фактора и (или) опасного производственного фактора.

Аттестации рабочих мест по условиям труда подлежат:

рабочие места, на которых работникам по условиям труда предусмотрены льготы и компенсации в порядке, установленном законодательством;

рабочие места, на которых заняты инвалиды;

рабочие места, указанные в списках производств, учреждений, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на пенсию на льготных условиях;

рабочие места на опасных производственных объектах.

Законодательством, а также коллективными договорами и соглашениями может предусматриваться аттестация и других рабочих мест по условиям труда.

Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится самим работодателем в установленном порядке. Периодичность проведения аттестации рабочих мест по условиям труда устанавливается законодательством, но не реже одного раза в пять лет.

Статья 15. Аудит системы управления охраной труда в организации

Аудитом системы управления охраной труда в организации является оценка состояния системы охраны труда, который проводится по решению работодателя и включает в себя:

определение соответствия системы управления охраной труда в организации требованиям нормативных документов в области технического регулирования и нормативно-правовых актов по вопросам охраны труда;

оценку качества функционирования системы управления охраной труда, эффективности проводимых мероприятий, направленных на предупреждение, снижение уровня производственного травматизма и профессиональных заболеваний;

разработку предложений и рекомендаций, направленных на устранение выявленных недостатков, предупреждение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.

Аудит системы управления охраной труда в организации осуществляется профессиональными участниками рынка услуг в области охраны труда на договорной основе.

Статья 16. Финансирование охраны труда

Финансирование охраны труда осуществляется за счет:

бюджетных ассигнований, выделяемых из Государственного бюджета Республики Узбекистан;

собственных средств работодателя;

средств фондов охраны труда, образованных в порядке, установленном законодательством;

благотворительных пожертвований юридических и физических лиц;

других источников, не запрещенных законодательством.

Бюджетные ассигнования на охрану труда выделяются в соответствующих бюджетах (республиканские и местные) отдельной строкой, используются для содержания органов управления, надзора и контроля, финансирования научно-исследовательских работ, выполнения государственных и иных программ по охране труда.

Каждый работодатель выделяет на охрану труда необходимые средства в размере, определяемом законодательством, коллективным договором, а также коллективными соглашениями или иными локальными нормативными актами. Работники не несут каких-либо расходов на эти цели.

Организации вправе создавать фонд по охране труда за счет прибыли (доходов) от их коммерческой и иной деятельности, а также других источников, не запрещенных законодательством.

Средства на охрану труда не могут быть использованы на иные цели.

Порядок выделения средств на охрану труда работодателем, а также образования фондов по охране труда и использования их средств определяется Кабинетом Министров Республики Узбекистан с участием Федерации профсоюзов Узбекистана.

Статья 17. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов по охране труда

В высших и средних специальных, профессиональных образовательных учреждениях в установленном порядке обеспечивается подготовка специалистов по охране труда.

Высшие и средние специальные, профессиональные образовательные учреждения должны организовать обязательное изучение студентами и учащимися курса по охране труда с учетом особенностей производства различных отраслей экономики и социальной сферы.

Органы государственного и хозяйственного управления и работодатели обеспечивают переподготовку и повышение квалификации специалистов по охране труда.

Порядок переподготовки и повышения квалификации специалистов по охране труда устанавливается Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Статья 18. Обеспечение работников молоком, лечебно-профилактическим питанием, газированной соленой водой, средствами индивидуальной защиты и гигиены

Работники, занятые на работах с неблагоприятными условиями труда, обеспечиваются бесплатно молоком (другими равноценными пищевыми продуктами), лечебно-профилактическим питанием, газированной соленой водой (работающие в горячих цехах), специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты и гигиены по установленным нормам. Перечень таких работ, нормы выдачи, порядок и условия обеспечения ими устанавливаются коллективными договорами и соглашениями, а если они не заключены, определяются работодателем по соглашению с представительным органом работников в соответствии с нормативами, установленными законодательством.

Приобретение, хранение, стирка, чистка, ремонт, дезинфекция и обезвреживание средств индивидуальной защиты работников осуществляются за счет средств работодателя.

Статья 19. Обеспечение требований охраны труда при проектировании, строительстве, реконструкции и эксплуатации объектов, выпуске и ремонте средств производства

Проектирование, строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, выпуск и ремонт средств производства, внедрение технологий, в том числе приобретенных за рубежом, не отвечающих требованиям нормативных документов в области технического регулирования и нормативно-правовых актов по вопросам охраны труда, не допускается.

Запрещается применение на производстве вредных веществ, на которые не разработаны предельно допустимые нормативы (концентрации) и которые не прошли соответствующие экспертизы в установленном порядке.

Статья 20. Стимулирование деятельности организаций в создании и выпуске средств охраны труда

В соответствии с законодательством может быть установлено льготное налогообложение части прибыли организаций, образуемой за счет издания литературы, плакатов, других средств пропаганды охраны труда, а также научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций, полученной за счет создания новых, выпуска и реализации существующих средств коллективной защиты и средств индивидуальной защиты, приборов контроля производственной среды и средств дозиметрии.

Статья 21. Гарантии права на охрану труда при приеме на работу и переводе на другую работу

Условия трудового договора должны соответствовать требованиям законодательства о труде, коллективных договоров, а также коллективных соглашений и иных локальных нормативных актов об охране труда.

Прием граждан на работу и перевод работников на другую работу, противопоказанную им по состоянию здоровья, запрещается.

При приеме граждан на работу и переводе работников на другую работу с заведомо высоким уровнем возможной угрозы здоровью и жизни работодатель обязан предупредить их об этом.

Работников, нуждающихся по состоянию здоровья в предоставлении более легкой или исключающей воздействие неблагоприятных производственных факторов работы, работодатель обязан перевести с их согласия на такую работу в соответствии с медицинским заключением временно или без ограничения срока.

При переводе по состоянию здоровья на более легкую или исключающую воздействие неблагоприятных производственных факторов нижеоплачиваемую работу за работниками сохраняется прежний средний месячный заработок в порядке и сроках, установленных Трудовым кодексом Республики Узбекистан.

Статья 22. Права и обязанности работника в области охраны труда

Работник имеет право:

на рабочее место, соответствующее требованиям нормативных документов в области технического регулирования и нормативно-правовых актов по вопросам охраны труда;

на получение информации от работодателя об условиях труда, в том числе о наличии риска профессиональных и иных заболеваний, полагающихся ему в связи с этим льготах и компенсациях, а также средствах индивидуальной защиты и средствах коллективной защиты;

на обеспечение средствами индивидуальной защиты за счет средств работодателя в соответствии с установленными нормами и требованиями охраны труда;

на обязательное государственное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в порядке, установленном законодательством;

на отказ от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда до устранения такой опасности при подтверждении этих обстоятельств органами, осуществляющими государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда;

на запрос на проведение проверки условий и охраны труда на его рабочем месте органом, осуществляющим государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда;

на обучение безопасным методам и приемам труда за счет средств работодателя;

на льготы и компенсации, установленные законодательством;

на возмещение работодателем вреда, причиненного жизни или здоровью в связи с трудовым увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, связанным с исполнением им трудовых обязанностей;

на личное участие или участие через своих представителей в рассмотрении вопросов, связанных с обеспечением безопасных условий труда на его рабочем месте, и в расследовании происшедшего с ним несчастного случая или его профессионального заболевания;

на внеочередной медицинский осмотр в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ним места работы (должности) и заработка на время прохождения указанного медицинского осмотра;

на переподготовку за счет средств работодателя в случае ликвидации рабочего места вследствие нарушения требований охраны труда.

Работник может иметь и иные права в соответствии с законодательством.

Работник обязан:

соблюдать требования нормативных документов в области технического регулирования и нормативно-правовых актов по вопросам охраны труда;

правильно применять средства индивидуальной защиты;

проходить инструктаж по охране труда, обучение и повышение квалификации по вопросам охраны труда;

немедленно извещать работодателя о любой ситуации, которая создает непосредственную угрозу жизни и здоровью людей, а также о любом несчастном случае, происшедшем в ходе работы или в связи с ней.

Работник может нести и иные обязанности в соответствии с законодательством.

Статья 23. Права и обязанности работодателя в области охраны труда

Работодатель имеет право:

требовать от работников соблюдения норм, правил и инструкций по охране труда и безопасному ведению работ;

проводить освидетельствование работников на предмет нахождения в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;

получать сведения о тяжести полученных работниками производственных травм, наличии у них заболевания, которое могло привести к получению травмы, а также об их нахождении в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;

обжаловать решения органов, осуществляющих государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда, действия (бездействие) их должностных лиц непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган либо должностному лицу;

применять меры поощрения и материального стимулирования работников за соблюдение требований охраны труда;

привлекать к дисциплинарной ответственности работников, виновных в нарушении требований охраны труда.

Работодатель может иметь и иные права в соответствии с законодательством.

Работодатель обязан:

обеспечить соответствие условий труда на каждом рабочем месте требованиям охраны труда;

обеспечить безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также при применении в производстве сырья и материалов, выполнении работ и оказании услуг;

осуществлять контроль за состоянием условий труда на рабочих местах, особенно за вредными производственными факторами и опасными производственными факторами;

своевременно информировать работников об условиях труда, в том числе о наличии риска профессиональных и иных заболеваний, состоянии охраны труда на конкретных рабочих местах и производстве, а также полагающихся им в связи с этим льготах и компенсациях, средствах индивидуальной защиты;

создать службу охраны труда и службу по безопасности дорожного движения в порядке, установленном законодательством;

обеспечить по установленным нормам работников молоком, лечебно-профилактическим питанием, газированной соленой водой, средствами индивидуальной защиты и гигиены, а также применение средств коллективной защиты;

обеспечить прохождение работников инструктажа по охране труда, обучение, переподготовку, повышение квалификации и проверку их знаний по вопросам охраны труда;

не допускать к работе лиц, не прошедших обучение, инструктаж и проверку знаний по охране труда;

проводить аттестацию рабочих мест по условиям труда на рабочих местах с вредными, опасными и иными условиями труда, на которых работникам устанавливаются льготы и компенсации, предоставляется право выхода на пенсию на льготных условиях, на которых заняты инвалиды, в порядке, установленном законодательством;

организовать проведение в установленном порядке обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров;

предоставлять органам, осуществляющим государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда, а также профессиональным союзам и другим представительным органам работников информацию и материалы, необходимые для осуществления ими контроля, надзора и мониторинга за состоянием охраны труда, расследованием несчастных случаев и профессиональных заболеваний;

принять меры по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, в том числе по оказанию пострадавшим первой помощи;

исполнять предписания органов, осуществляющих государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда, и рассматривать представления профессиональных союзов и других представительных органов работников;

обеспечить обязательное государственное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также обязательное страхование гражданской ответственности работодателя;

проводить в установленном порядке расследование несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также вести их учет.

Работодатель может нести и иные обязанности в соответствии с законодательством.

Статья 24. Обязательные медицинские осмотры

Работодатель обязан организовывать проведение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров лиц, не достигших восемнадцати лет, и лиц, достигших общеустановленного пенсионного возраста, инвалидов, а также работников ряда профессий и производств, в порядке, установленном Министерством здравоохранения Республики Узбекистан.

Медицинские осмотры проводятся лечебно-профилактическими учреждениями, оказывающими медицинские услуги организациям, а в случае их отсутствия — территориальным лечебно-профилактическим учреждением по месту расположения организации.

Обязанность проводить медицинские осмотры возлагается на работодателя и в случае перевода на другую работу лиц, которые в соответствии с законодательством подлежат обязательным медицинским осмотрам.

Работники не несут расходов в связи с прохождением медицинских осмотров.

Работники не вправе уклоняться от прохождения медицинских осмотров.

При уклонении работников от прохождения медицинских осмотров или невыполнении ими рекомендаций, выдаваемых врачебными комиссиями по результатам проведенных обследований, работодатель вправе не допускать их к работе.

Работник имеет право потребовать проведения внеочередного медицинского осмотра, если он полагает, что ухудшение состояния его здоровья связано с условиями труда.

На время проведения медицинских осмотров за работником сохраняется место работы (должность) и среднемесячная заработная плата.

Статья 25. Проведение инструктажа и обучения работников по охране труда

Для всех вновь поступающих, а также переводимых на другую работу работников работодатель обязан проводить инструктаж по охране труда, организовывать обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию помощи пострадавшим от несчастных случаев.

Для работников, поступающих на работу в производства с повышенной опасностью, или на работу, где требуется профессиональный отбор, проводится предварительная подготовка безопасным методам и приемам выполнения работ, стажировка в течение одного месяца по профессии со сдачей экзаменов и последующей периодической аттестацией по вопросам охраны труда.

Работники организаций, включая руководителей, должны проходить обучение, инструктаж, проверку знаний и аттестацию по вопросам охраны труда в порядке и сроки, установленные для их профессий и видов работ государственными органами, осуществляющими государственное управление охраной труда.

Допуск к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение, инструктаж и проверку знаний по охране труда, запрещается.

Статья 26. Расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

Подлежат обязательному расследованию и учету в установленном порядке несчастные случаи на производстве и иные повреждения здоровья работников, связанные с исполнением ими трудовых обязанностей, а также профессиональные заболевания.

Подлежат также обязательному расследованию и учету в установленном порядке несчастные случаи на производстве и иные повреждения здоровья, профессиональные заболевания в отношении лиц, выполняющих работы (оказывающих услуги) по гражданско-правовым договорам.

Статья 27. Особенности регулирования отношений в области охраны труда для отдельных категорий работников

Особенности регулирования отношений в области охраны труда работников, занятых на работах с тяжелыми, вредными и опасными условиями труда, а также для отдельных категорий работников (женщин, лиц моложе восемнадцати лет, лиц с ограниченной трудоспособностью) устанавливаются законодательством.

Статья 28. Государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда

Государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда осуществляются государственными техническими инспекторами труда Министерства труда Республики Узбекистан в соответствии с положением, утверждаемым Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Государственные технические инспекторы труда имеют право:

запрашивать и получать от руководителей и иных должностных лиц организаций документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;

проводить специальные расследования или участвовать в расследовании несчастных случаев на производстве;

предъявлять руководителям и иным должностным лицам организаций обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений законодательства об охране труда;

вносить представления о принятии в установленном законодательством порядке мер в отношении должностных лиц, виновных в нарушении законодательства об охране труда;

запрещать использование не соответствующих требованиям охраны труда средств индивидуальной защиты и средств коллективной защиты;

привлекать в установленном порядке к административной ответственности лиц, виновных в нарушении требований законодательства об охране труда;

приостанавливать деятельность организаций или эксплуатацию оборудования, не отвечающих требованиям безопасности труда и создающих угрозу жизни или здоровью работников, в порядке, установленном законодательством;

участвовать в работе комиссии по приемке в эксплуатацию завершенных строительством, реконструкцией объектов и в случае их не соответствия требованиям законодательства об охране труда выдавать соответствующие заключения;

выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении законодательства об охране труда и возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью работников на производстве.

Государственные технические инспекторы труда могут иметь и иные права в соответствии с законодательством.

Государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда осуществляются и иными государственными органами в соответствии с законодательством.

Статья 29. Государственная экспертиза условий труда

Государственная экспертиза условий труда осуществляется государственными экспертами по условиям труда Министерства труда Республики Узбекистан в соответствии с положением, утверждаемым Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Государственная экспертиза условий труда осуществляется в целях оценки:

качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда;

правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;

фактических условий труда работников.

Государственные эксперты по условиям труда имеют право:

запрашивать и получать от руководителей и иных должностных лиц организаций документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;

предъявлять руководителям и иным должностным лицам организаций обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений законодательства об охране труда;

вносить представления о принятии в установленном законодательством порядке мер в отношении должностных лиц, виновных в нарушении законодательства об охране труда;

запрещать использование не соответствующих требованиям охраны труда средств индивидуальной защиты и средств коллективной защиты;

привлекать в установленном порядке к административной ответственности лиц, виновных в нарушении требований и условий охраны труда;

приостанавливать деятельность организаций или эксплуатацию оборудования, не отвечающих требованиям безопасности труда и создающих угрозу жизни или здоровью работников, в порядке, установленном законодательством;

выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении законодательства об охране труда и возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью работников на производстве.

Государственные эксперты по условиям труда могут иметь и иные права в соответствии с законодательством.

Порядок проведения государственной экспертизы условий труда устанавливается Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Статья 30. Участие органов самоуправления граждан, негосударственных некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества в обеспечении охраны труда

Органы самоуправления граждан, негосударственные некоммерческие организации и другие институты гражданского общества могут участвовать в реализации государственных, территориальных и иных программ в области охраны труда, оказывать содействие государственным и иным органам, участвующим в обеспечении охраны труда, а также участвовать в иных мероприятиях в соответствии с законодательством.

Статья 31. Права профессиональных союзов, иных представительных органов работников в обеспечении охраны труда

Профессиональные союзы и иные представительные органы работников осуществляют представительство, а также защиту прав и законных интересов работников в области охраны труда.

Профессиональные союзы и иные представительные органы работников, а также уполномоченные ими лица по охране труда имеют право:

получать информацию от руководителей и иных должностных лиц организаций об условиях и охране труда, а также обо всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;

принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

вносить предложения работодателю о приостановлении работ в случаях угрозы жизни и здоровью работников, а также об устранении нарушений требований охраны труда;

изучать состояние охраны труда, контролировать выполнение обязательств работодателей по охране труда, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями;

принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приемке в эксплуатацию производственных объектов и средств производства в качестве независимых экспертов, на заседаниях врачебно-трудовой экспертной комиссии;

принимать участие в разработке проектов нормативных документов в области технического регулирования и нормативно-правовых актов по вопросам охраны труда;

обращаться в соответствующие органы с требованиями о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении требований охраны труда, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве;

обращаться в суд в защиту прав работника на возмещение вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с исполнением трудовых обязанностей, и в других случаях ущемления права работников на охрану здоровья и труда;

принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением законодательства об охране труда, обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, а также с изменениями условий труда.

Уполномоченному лицу по охране труда для выполнения возложенных на него функций еженедельно представляется рабочее время не менее двух часов с сохранением за это время среднего заработка по месту работы (должности).

Профессиональные союзы и иные представительные органы работников осуществляют социальное партнерство в области охраны труда, могут заключать генеральные, отраслевые и территориальные (региональные) коллективные соглашения, коллективные договоры.

Профессиональные союзы и иные представительные органы работников, а также уполномоченные ими лица по охране труда могут иметь и иные права в соответствии с законодательством.

Статья 32. Ответственность за выпуск и сбыт продукции производственного назначения, не отвечающей требованиям охраны труда

Выпуск и поставка продукции производственного назначения, не отвечающей требованиям охраны труда, влечет возмещение потребителям нанесенного им ущерба в порядке, определенном законодательством.

Продажа, распространение и реклама средств производства, средств индивидуальной защиты и средств коллективной защиты, в том числе приобретенных за границей, не соответствующих установленным в Республике Узбекистан требованиям охраны труда, запрещается и влечет ответственность в установленном порядке.

Статья 33. Материальная ответственность работодателя за вред, причиненный жизни и здоровью работника

Работодатель обязан возместить в полном объеме вред, причиненный им жизни и здоровью работника увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, связанным с исполнением работником трудовых обязанностей, в порядке, установленном законодательством.

Возмещение вреда, причиненного здоровью работника, состоит в ежемесячной выплате в процентах к среднему месячному заработку потерпевшего до трудового увечья, соответствующих степени утраты им профессиональной трудоспособности, а также в выплате единовременного пособия в размере не менее годового заработка работника и в компенсации дополнительных расходов, вызванных повреждением здоровья работника (расходы на лечение, протезирование и другие виды медицинской и социальной помощи, если он признан нуждающимся в них, а также расходы на переподготовку и трудоустройство потерпевшего в соответствии с медицинским заключением и другие).

В случае смерти работника, наступившей в результате несчастного случая на производстве либо профессионального заболевания, лицам, имеющим право на возмещение вреда, в установленном законодательством порядке производятся ежемесячные выплаты в возмещении причиненного вреда в связи со смертью кормильца, а также выплачивается единовременное пособие в размере не менее шести средних годовых заработков умершего и возмещаются расходы на погребение.

В случае причинения вреда здоровью несовершеннолетнего работника возмещение вреда исчисляется исходя из его прежнего заработка, но не ниже пятикратного минимального размера заработной платы, установленного законодательством.

Статья 34. Возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью работника, в случае реорганизации или ликвидации юридического лица

В случае реорганизации юридического лица, признанного в установленном порядке ответственным за вред, причиненный жизни и здоровью работника, обязанность по выплате соответствующих платежей по возмещению вреда несет его правопреемник. К нему же предъявляются требования по возмещению вреда.

При отсутствии или недостаточности средств у реорганизуемого юридического лица, ответственного за вред, причиненный жизни и здоровью работника в связи с исполнением им трудовых обязанностей, присужденные суммы выплачиваются государством в порядке, установленном законодательством. Указанные суммы выплачиваются государством и в иных случаях, предусмотренных законом.

В случае ликвидации юридического лица, признанного в установленном порядке ответственным за вред, причиненный жизни и здоровью работника, соответствующие платежи должны быть капитализированы для выплаты их потерпевшему в порядке, установленном законодательством.

В случаях, когда капитализация платежей не может быть произведена ввиду отсутствия или недостаточности имущества у ликвидируемого юридического лица, присужденные суммы выплачиваются потерпевшему государством в порядке, установленном законодательством.

Статья 35. Разрешение споров

Споры в области охраны труда разрешаются в порядке, установленном законодательством.

Статья 36. Ответственность за нарушение законодательства об охране труда

Лица, виновные в нарушении законодательства об охране труда, несут ответственность в установленном порядке.

Консультативный телефон

(71) 233-35-26;

(71) 233-46-81.

 

November 2024
Mo Tu We Th Fr Sa Su
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 1
Ҳукуқий саволингиз борми? @mail орқали юборинг
2000 максимум символов