Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Цель настоящего Закона
Целью настоящего Закона является регулирование отношений в области социального партнерства.
Статья 2. Законодательство о социальном партнерстве
Законодательство о социальном партнерстве состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства.
Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Республики Узбекистан о социальном партнерстве, то применяются правила международного договора.
Статья 3. Социальное партнерство и его субъекты
Социальным партнерством является взаимодействие государственных органов с негосударственными некоммерческими организациями и другими институтами гражданского общества в разработке и реализации программ социально-экономического развития страны, в том числе отраслевых, территориальных программ, а также нормативно-правовых актов и иных решений, затрагивающих права и законные интересы граждан.
Субъектами социального партнерства являются государственные органы, негосударственные некоммерческие организации и другие институты гражданского общества.
Взаимодействие государственных органов с органами самоуправления граждан, политическими партиями и религиозными организациями регламентируется отдельными законами.
Статья 4. Основные принципы социального партнерства
Основными принципами социального партнерства являются:
подчинение закону;
равноправность;
открытость и прозрачность;
доступность;
независимость;
объективность;
взаимное уважение, учет интересов и ответственность;
добровольность принятия обязательств.
Статья 5. Сферы социального партнерства
Социальное партнерство может осуществляться в следующих сферах:
социальная защита, поддержка и повышение социальной активности населения;
обеспечение занятости населения, развитие малого бизнеса и частного предпринимательства, фермерства;
охрана окружающей среды, здоровья населения и утверждение здорового образа жизни;
формирование гармонично развитого и здорового молодого поколения, просвещение, духовно-нравственное воспитание и профессиональная ориентация молодежи;
защита материнства и детства, а также прав женщин, обеспечение их полноценного участия в общественно-политической, социально-экономической, культурной жизни страны, формирование здоровой семьи;
развитие науки, образования, информатизации, культуры и спорта;
повышение правовых знаний, правосознания и правовой культуры населения, укрепление основ гражданского общества и демократического правового государства;
укрепление идей межнационального, межкультурного и гражданского согласия, возрождение и сохранение многовековых, традиционных духовно-нравственных и историко-культурных ценностей;
защита прав потребителей.
Социальное партнерство может осуществляться и в иных сферах в соответствии с законодательством.
Глава 2. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА
И ПОРЯДОК ИХ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
Статья 6. Основные формы социального партнерства
Основными формами социального партнерства являются:
участие негосударственных некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества в разработке и реализации программ социально-экономического развития;
участие негосударственных некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества в разработке и реализации нормативно-правовых актов;
участие представителей негосударственных некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества в деятельности рабочих групп, комиссий и общественно-консультативных органов при государственных органах;
проведение субъектами социального партнерства совместных мероприятий, консультаций и переговоров;
заключение субъектами социального партнерства соглашений и договоров о социальном партнерстве (далее — соглашения и договоры), разработка и реализация совместных проектов и планов;
оказание взаимной поддержки, обмен информацией между субъектами социального партнерства.
Статья 7. Участие негосударственных некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества в разработке и реализации программ социально-экономического развития и нормативно-правовых актов
Государственные органы могут с их согласия привлекать негосударственные некоммерческие организации и другие институты гражданского общества к разработке и реализации программ социально-экономического развития и нормативно-правовых актов.
При разработке и реализации программ социально-экономического развития и нормативно-правовых актов государственные органы осуществляют сбор предложений от заинтересованных негосударственных некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества.
Разработка и реализация программ социально-экономического развития и нормативно-правовых актов может осуществляться рабочими группами, комиссиями и общественно-консультативными органами при государственных органах с привлечением негосударственных некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества.
Негосударственные некоммерческие организации и другие институты гражданского общества вправе:
участвовать с инициативами по разработке проектов программ социально-экономического развития и нормативно-правовых актов, в подготовке соответствующих предложений и проектов, а также вносить их в уполномоченные государственные органы для рассмотрения;
участвовать в проведении общественной экспертизы проектов программ социально-экономического развития и нормативно-правовых актов, инициировании по согласованию с разработчиками их общественного обсуждения, разрабатывать, осуществлять сбор и обобщение предложений по проектам, а также вносить их для рассмотрения в уполномоченные государственные органы;
вносить предложения в государственные органы по совместной организации и проведению мероприятий, разработке и реализации проектов, направленных на решение задач, определенных в программах социально-экономического развития, а также нормативно-правовых актов;
осуществлять общественный контроль за реализацией программ социально-экономического развития и нормативно-правовых актов, подготовку по его итогам предложений и вносить их в уполномоченные государственные органы.
Государственные органы обязаны рассматривать инициативы и предложения негосударственных некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества.
Статья 8. Участие представителей негосударственных некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества в деятельности рабочих групп, комиссий и общественно-консультативных органов при государственных органах
Представители негосударственных некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества вправе в установленном порядке участвовать в деятельности рабочих групп, комиссий и общественно-консультативных органов при государственных органах, создаваемых с целью разработки, координации и обеспечения реализации программ социально-экономического развития, нормативно-правовых актов, решения других социально и общественно значимых вопросов.
Негосударственные некоммерческие организации и другие институты гражданского общества вправе:
подготавливать проекты программ социально-экономического развития и нормативно-правовых актов, а также предложения к ним, вносить их для рассмотрения на заседаниях рабочих групп, комиссий и общественно-консультативных органов при государственных органах;
обращаться с предложениями в рабочие группы, комиссии и общественно-консультативные органы при государственных органах о рассмотрении вопросов, отнесенных к их компетенции, разработке и реализации мер, направленных на решение данных вопросов;
выступать через своего представителя по предварительному согласованию на заседаниях рабочих групп, комиссий и общественно-консультативных органов при государственных органах по вопросам, отнесенным к их компетенции.
Статья 9. Проведение субъектами социального партнерства совместных мероприятий, консультаций и переговоров
Субъекты социального партнерства могут проводить:
совместные мероприятия в форме конференций, «круглых столов», семинаров, общественных обсуждений, хашаров, фестивалей, социологических опросов и в других формах;
консультации и переговоры, направленные на заключение соглашений и договоров, разработку и реализацию совместных проектов и планов, организацию совместных мероприятий.
Консультации и переговоры проводятся путем организации совместных встреч и общественных обсуждений, запроса мнений представителей негосударственных некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества, создания рабочих групп, комиссий и общественно-консультативных органов при государственных органах с их участием.
Статья 10. Заключение субъектами социального партнерства соглашений и договоров, разработка и реализация совместных проектов и планов
Субъекты социального партнерства могут заключать соглашения и договоры, а также разрабатывать и реализовывать совместные проекты и планы.
Соглашения представляют собой принятие на себя взаимных обязательств сторон, в рамках которых стороны определяют цели и задачи, направления совместной деятельности, указывают формы реализации социального партнерства.
Договоры могут предусматривать выполнение работ или оказание услуг, а также реализацию социально и общественно значимых проектов при материальной, в том числе финансовой поддержке со стороны субъекта социального партнерства.
Совместные проекты и планы определяют комплекс мер, направленных на реализацию соглашений и договоров, программ социально-экономического развития, решение гуманитарных вопросов, защиту прав, свобод и законных интересов различных слоев населения.
Статья 11. Оказание взаимной поддержки, обмен информацией между субъектами социального партнерства
Субъекты социального партнерства в пределах своих полномочий оказывают взаимную учебно-методическую, информационную, консультативную и организационную поддержку.Субъекты социального партнерства предоставляют друг другу имеющуюся в их распоряжении и относящуюся к предмету взаимодействия информацию на основании письменных запросов.
Ответ на письменный запрос должен быть дан в возможно короткий срок, но не позднее пятнадцати дней с даты получения запроса, если иное не установлено законодательством.
Субъекты социального партнерства не могут предоставлять информацию, содержащую государственные секреты или иную охраняемую законом тайну.
Глава 3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА
СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА
Статья 12. Виды государственной поддержки социального партнерства
Видами государственной поддержки социального партнерства являются:
имущественная, информационная, консультативная, организационная и учебно-методическая поддержка негосударственных некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества;
предоставление юридическим и физическим лицам, оказывающим негосударственным некоммерческим организациям и другим институтам гражданского общества материальную поддержку, льгот по уплате налогов и других обязательных платежей в соответствии с законодательством;
предоставление негосударственным некоммерческим организациям и другим институтам гражданского общества государственных субсидий, грантов и социальных заказов, финансирование общественно значимых проектов.
Статья 13. Оказание имущественной поддержки
Негосударственным некоммерческим организациям и другим институтам гражданского общества в области социального партнерства может быть предоставлено безвозмездно или на льготных условиях во временное пользование государственное имущество на основе договора в порядке, установленном законодательством.
Государственное имущество, предоставленное во временное пользование негосударственным некоммерческим организациям и другим институтам гражданского общества, должно использоваться по целевому назначению.
Статья 14. Оказание информационной, консультативной, организационной и учебно-методической поддержки
Информационная, консультативная, организационная и учебно-методическая поддержка негосударственных некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества в области социального партнерства оказывается путем:
создания условий для свободного доступа к информации в области социального партнерства;
разработки и издания методических материалов по вопросам участия негосударственных некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества в осуществлении социального партнерства;
организации учебных курсов и проведения обучающих мероприятий, методических консультаций, научно-практических семинаров и конференций по актуальным вопросам развития социального партнерства;
оказания содействия в организации мероприятий в области социального партнерства.
Статья 15. Общественный фонд по поддержке негосударственных некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества при Олий Мажлисе Республики Узбекистан
В целях содействия дальнейшему развитию в стране демократических преобразований и участию в этом негосударственных некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества при Олий Мажлисе Республики Узбекистан создается Общественный фонд по поддержке негосударственных некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества (далее — Общественный фонд при Олий Мажлисе).
Общественный фонд при Олий Мажлисе:
аккумулирует средства, получаемые из Государственного бюджета Республики Узбекистан, иных не запрещенных законодательством источников, организует их распределение на реализацию программ, направленных на стимулирование развития и поддержку деятельности негосударственных некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества, их участие в решении социальных, экономических, гуманитарных вопросов;
направляет средства общественным фондам по поддержке негосударственных некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества при Жокаргы Кенесе Республики Каракалпакстан, Кенгашах народных депутатов областей и города Ташкента для их дальнейшего распределения на поддержку негосударственных некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества;
содействует реализации программ и проектов, связанных с укреплением материально-технической базы негосударственных некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества, оказанием им правовой, консультативной, организационной, технической и иной помощи.
Порядок организации деятельности Общественного фонда при Олий Мажлисе определяется палатами Олий Мажлиса Республики Узбекистан.
Статья 16. Парламентская комиссия по управлению средствами Общественного фонда по поддержке негосударственных некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества при Олий Мажлисе Республики Узбекистан
Парламентская комиссия по управлению средствами Общественного фонда по поддержке негосударственных некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества при Олий Мажлисе Республики Узбекистан (далее — Парламентская комиссия) создается в целях содействия развитию негосударственных некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества и их участию в реализации в стране демократических преобразований и либерализации общества.
Парламентская комиссия формируется из числа депутатов Законодательной палаты, членов Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан, представителей министерств юстиции и финансов, негосударственных некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества в составе председателя, его заместителя, ответственного секретаря и членов комиссии.
Парламентская комиссия:
организует распределение средств Общественного фонда при Олий Мажлисе на поддержку негосударственных некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества, разрабатывает на основе изучения предложений негосударственных некоммерческих организаций, других институтов гражданского общества и государственных органов программы финансирования социально и общественно значимых программ и проектов, направленных на решение конкретных социально-экономических вопросов, дальнейшее повышение социальной активности граждан;
обеспечивает открытость и прозрачность при распределении средств Общественного фонда при Олий Мажлисе, привлекает общественность к обсуждению вопросов развития и повышения эффективности деятельности негосударственных некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества, их участия в проводимых социально-экономических и общественно-политических реформах, обеспечении защиты демократических ценностей, прав, свобод и законных интересов граждан;
определяет и распределяет на основе заявок общественных комиссий по социальному партнерству при Жокаргы Кенесе Республики Каракалпакстан, Кенгашах народных депутатов областей и города Ташкента (далее — общественные комиссии) объемы средств на поддержку негосударственных некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества на местах, обеспечивает методическое руководство деятельностью этих комиссий;
осуществляет контроль (мониторинг) за целевым и эффективным использованием средств Общественного фонда при Олий Мажлисе, финансируемых им программ и проектов, заслушивает на своих заседаниях отчеты негосударственных некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества, информацию органов государственной власти на местах о ходе и результатах реализации финансируемых программ и проектов, вырабатывает и дает необходимые рекомендации по дальнейшему развитию социального партнерства;
содействует углублению сотрудничества негосударственных некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества с государственными органами в реализации социально и общественно значимых программ и проектов, процессам усиления роли негосударственных некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества в демократизации общественной жизни;
оказывает содействие государственным органам в организации общественного обсуждения, общественной экспертизы программ социально-экономического развития и проектов нормативно-правовых актов, проводит системную работу по разъяснению населению сути и значения проводимых в стране демократических преобразований;
принимает решения по рассматриваемым вопросам в области социального партнерства и осуществляет контроль за их реализацией;
ежегодно представляет информацию о проделанной работе Законодательной палате и Сенату Олий Мажлиса Республики Узбекистан;
информирует общественность о своей деятельности.
Парламентская комиссия выполняет функции попечительского совета Общественного фонда при Олий Мажлисе.
Парламентская комиссия может осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.
Порядок организации деятельности Парламентской комиссии определяется палатами Олий Мажлиса Республики Узбекистан.
Статья 17. Общественные фонды по поддержке негосударственных некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества при Жокаргы Кенесе Республики Каракалпакстан, Кенгашах народных депутатов областей и города Ташкента
В целях развития инициатив и усиления роли негосударственных некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества, а также стимулирования их участия в решении социально и общественно значимых вопросов на местах Жокаргы Кенесом Республики Каракалпакстан, Кенгашами народных депутатов областей и города Ташкента могут создаваться общественные фонды в соответствии с законодательством.
Общественные фонды по поддержке негосударственных некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества при Жокаргы Кенесе Республики Каракалпакстан, Кенгашах народных депутатов областей и города Ташкента:
аккумулируют средства, получаемые из местного бюджета и Общественного фонда при Олий Мажлисе, благотворительные пожертвования юридических и физических лиц, иные средства, не запрещенные законодательством;
организуют использование аккумулированных средств на поддержку деятельности негосударственных некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества, их участия в решении социально и общественно значимых вопросов на местах;
содействуют разработке и реализации программ социально-экономического развития, решению гуманитарных вопросов, защите прав, свобод и законных интересов граждан.
Статья 18. Общественные комиссии по социальному партнерству при Жокаргы Кенесе Республики Каракалпакстан, Кенгашах народных депутатов областей и города Ташкента
Общественные комиссии формируются соответственно из числа депутатов Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан, Кенгашей народных депутатов областей и города Ташкента, представителей Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятов областей и города Ташкента, органов юстиции и финансов, а также иных государственных органов, негосударственных некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества в составе председателя, его заместителя, ответственного секретаря и членов комиссий.
Общественные комиссии:
содействуют углублению сотрудничества негосударственных некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества с органами государственной власти на местах в реализации социально и общественно значимых программ и проектов, определяют на основе изучения их предложений приоритетные направления социального партнерства;
вырабатывают рекомендации по поддержке социально и общественно значимых программ и проектов негосударственных некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества, направленных на решение общественных, социально-экономических вопросов на местах, определению необходимых объемов средств на их реализацию и направляют соответствующие заявки в Парламентскую комиссию;
организуют эффективное распределение средств общественных фондов по поддержке негосударственных некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества при Жокаргы Кенесе Республики Каракалпакстан, Кенгашах народных депутатов областей и города Ташкента, а также осуществляют мониторинг за их целевым использованием;
осуществляют мониторинг и оценку состояния социального партнерства в решении вопросов общественного, социально-экономического развития на соответствующей территории, при необходимости разрабатывают конкретные мероприятия по совершенствованию работы в данном направлении;
организуют и проводят консультации и переговоры между субъектами социального партнерства, направленные на согласование интересов и выработку приоритетных направлений совместной деятельности, содействуют заключению соглашений и договоров между ними, а также их исполнению;
принимают решения по рассматриваемым вопросам в области социального партнерства и осуществляют контроль за их реализацией;
информируют общественность о своей деятельности.
Общественные комиссии выполняют функции попечительских советов общественных фондов по поддержке негосударственных некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества при Жокаргы Кенесе Республики Каракалпакстан, Кенгашах народных депутатов областей и города Ташкента.
Общественные комиссии могут осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.
Общественные комиссии осуществляют свою деятельность в соответствии с регламентом, утверждаемым соответственно Жокаргы Кенесом Республики Каракалпакстан, Кенгашами народных депутатов областей и города Ташкента.
Типовой регламент общественной комиссии утверждается Парламентской комиссией.
Организационно-техническое обеспечение деятельности общественных комиссий осуществляют органы государственной власти на местах.
Статья 19. Государственная субсидия и порядок ее выделения
Государственной субсидией является финансовое или иное материальное содействие за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан, государственных целевых фондов, предоставляемое для поддержки негосударственных некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества, осуществляющих социально и общественно значимую деятельность, и не связанное с конкретными проектами.
Государственные субсидии используются исключительно на выполнение уставных целей и задач негосударственных некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества, укрепление материально-технической базы и достижение общественно полезных целей.
Для получения государственной субсидии негосударственные некоммерческие организации и другие институты гражданского общества обращаются с заявками в Общественный фонд при Олий Мажлисе.
Общественный фонд при Олий Мажлисе обобщает заявки негосударственных некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества, готовит предложения по объемам субсидирования и вносит их в Парламентскую комиссию.
Парламентская комиссия, изучив документы, представленные Общественным фондом при Олий Мажлисе, принимает в установленном порядке решение о целесообразности субсидирования и его необходимых объемах.
Общественный фонд при Олий Мажлисе после утверждения Государственного бюджета Республики Узбекистан на очередной год представляет в Парламентскую комиссию предложения по распределению государственных субсидий.
Парламентская комиссия после получения предложений Общественного фонда при Олий Мажлисе определяет объемы государственных субсидий, выделяемых негосударственным некоммерческим организациям и другим институтам гражданского общества.
Порядок и условия выделения государственных субсидий определяются Парламентской комиссией.
Законодательством может быть предусмотрен и иной порядок государственного субсидирования для отдельных негосударственных некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества.
Статья 20. Государственный грант и порядок его выделения
Государственным грантом являются денежные средства и материальные ресурсы, предоставляемые за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан, а также средств общественных фондов негосударственным некоммерческим организациям и другим институтам гражданского общества по их заявкам на конкурсной основе для реализации проектов, направленных на достижение общественно полезных целей.
Выделение государственных грантов осуществляется через Общественный фонд при Олий Мажлисе, а также общественные фонды по поддержке негосударственных некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества при Жокаргы Кенесе Республики Каракалпакстан, Кенгашах народных депутатов областей и города Ташкента.
В целях распределения государственного гранта Общественный фонд при Олий Мажлисе, общественные фонды по поддержке негосударственных некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества при Жокаргы Кенесе Республики Каракалпакстан, Кенгашах народных депутатов областей и города Ташкента организуют грантовые конкурсы.
В грантовых конкурсах вправе участвовать негосударственные некоммерческие организации и другие институты гражданского общества, представившие проекты, направленные на достижение общественно полезных целей.
Отбор проектов, представленных на грантовые конкурсы, и определение победителей осуществляются Парламентской комиссией, общественными комиссиями.
При выделении государственного гранта между грантодателем и грантополучателем заключается договор о выделении гранта.
Порядок и условия выделения государственных грантов негосударственным некоммерческим организациям и другим институтам гражданского общества определяются Парламентской комиссией.
Статья 21. Государственный социальный заказ и порядок его предоставления
Государственный социальный заказ представляет собой государственное задание на выполнение работ или проведение мероприятий для реализации социально и общественно значимых проектов путем заключения договора между государственным органом и негосударственной некоммерческой организацией или другим институтом гражданского общества.
Предоставление государственных социальных заказов осуществляется через Общественный фонд при Олий Мажлисе или общественные фонды по поддержке негосударственных некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества при Жокаргы Кенесе Республики Каракалпакстан, Кенгашах народных депутатов областей и города Ташкента.
Государственные органы определяют в пределах предусмотренных настоящим Законом сфер социального партнерства приоритетные направления своей деятельности, требующие поддержки негосударственных некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества, и направляют заявки о предоставлении государственных социальных заказов на следующий финансовый год в Общественный фонд при Олий Мажлисе или общественные фонды по поддержке негосударственных некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества при Жокаргы Кенесе Республики Каракалпакстан, Кенгашах народных депутатов областей и города Ташкента. В заявке указываются приоритетные направления деятельности государственного органа, цели, задачи и условия задания на выполнение работ или проведение мероприятий.
Общественный фонд при Олий Мажлисе или общественные фонды по поддержке негосударственных некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества при Жокаргы Кенесе Республики Каракалпакстан, Кенгашах народных депутатов областей и города Ташкента организуют конкурс по предоставлению государственных социальных заказов, обобщают поступившие предложения негосударственных некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества и вносят их соответственно в Парламентскую комиссию, общественные комиссии.
Парламентская комиссия или общественные комиссии, изучив документы, представленные соответственно Общественным фондом при Олий Мажлисе, общественными фондами по поддержке негосударственных некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества при Жокаргы Кенесе Республики Каракалпакстан, Кенгашах народных депутатов областей и города Ташкента, принимают в установленном порядке решение о целесообразности предоставления государственных социальных заказов и их объемах, публикуют в средствах массовой информации перечень государственных заказчиков и направления деятельности, на которые планируется выделить указанные средства.
Негосударственные некоммерческие организации и другие институты гражданского общества разрабатывают проекты государственных социальных заказов и представляют их соответственно на рассмотрение в Парламентскую комиссию, общественные комиссии.
При предоставлении государственного социального заказа между государственным органом, направившим заявку о предоставлении государственного социального заказа, и негосударственной некоммерческой организацией или другим институтом гражданского общества заключается договор.
Государственные органы могут осуществлять софинансирование поддержанных Парламентской комиссией, общественными комиссиями проектов государственных социальных заказов за счет внебюджетных средств. При этом размер софинансирования не должен превышать 20 процентов от общей суммы финансирования.
Порядок и условия предоставления государственного социального заказа определяются Парламентской комиссией.
Статья 22. Финансирование мероприятий в области социального партнерства
Финансирование мероприятий в области социального партнерства осуществляется за счет:
средств Государственного бюджета Республики Узбекистан и государственных целевых фондов;
собственных средств субъектов социального партнерства;
благотворительных пожертвований юридических и физических лиц.
Финансирование мероприятий в области социального партнерства может осуществляться и за счет иных источников, не запрещенных законодательством.
Глава 4. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СУБЪЕКТОВ
ОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА
Статья 23. Права негосударственных некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества в области социального партнерства
Негосударственные некоммерческие организации и другие институты гражданского общества в соответствии с их уставами имеют право:
представлять и защищать права и законные интересы своих членов и участников при разработке и реализации программ социально-экономического развития и нормативно-правовых актов;
выступать с инициативами по различным вопросам социально-экономического развития, защиты прав, свобод и законных интересов граждан, вносить соответствующие предложения в государственные органы;
участвовать в выработке решений государственных органов по вопросам, затрагивающим права и законные интересы граждан;
обращаться в государственные органы с запросами о получении информации, а также распространять информацию о своей деятельности;
выступать с инициативами о проведении консультаций и переговоров по вопросам социального партнерства, вносить предложения о заключении соглашений и договоров, участвовать в подготовке и обсуждении проектов соглашений и договоров;
проводить общественный контроль за реализацией программ социально-экономического развития и нормативно-правовых актов, соглашений и договоров, а также других совместных документов.
Негосударственные некоммерческие организации и другие институты гражданского общества могут иметь и иные права в соответствии с законодательством.
Статья 24. Обязанности негосударственных некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества в области социального партнерства
Негосударственные некоммерческие организации и другие институты гражданского общества обязаны обеспечивать:
открытость и прозрачность своей деятельности;
выполнение обязательств по соглашениям и договорам, программам и проектам в области социального партнерства;
учет интересов и потребностей граждан при осуществлении деятельности в рамках социального партнерства;
целевое использование денежных средств и иного имущества, предоставленных в рамках социального партнерства.
Негосударственные некоммерческие организации и другие институты гражданского общества могут нести и иные обязанности в соответствии с законодательством.
Статья 25. Права государственных органов в области социального партнерства
Государственные органы в области социального партнерства вправе:
привлекать негосударственные некоммерческие организации и другие институты гражданского общества к разработке и реализации программ социально-экономического развития и нормативно-правовых актов;
создавать совместно с негосударственными некоммерческими организациями и другими институтами гражданского общества рабочие группы и комиссии, в том числе обеспечивать участие представителей негосударственных некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества в работе общественно-консультативных органов при государственных органах по вопросам, входящим в их компетенцию;
проводить с негосударственными некоммерческими организациями и другими институтами гражданского общества консультации и переговоры, направленные на заключение соглашений и договоров, разработку и реализацию совместных проектов и планов, организацию совместных мероприятий;
осуществлять в соответствии с законодательством контроль за целевым использованием государственных денежных средств и иного имущества, предоставленных в рамках социального партнерства.
Государственные органы могут иметь и иные права в соответствии с законодательством.
Статья 26. Обязанности государственных органов в области социального партнерства
Государственные органы в области социального партнерства обязаны:
определять приоритетные направления деятельности, требующие поддержки негосударственных некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества, в том числе посредством проведения консультаций с негосударственными некоммерческими организациями и другими институтами гражданского общества;
создавать условия негосударственным некоммерческим организациям и другим институтам гражданского общества для их участия в социальном партнерстве;
рассматривать инициативы и предложения негосударственных некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества, в том числе по разработке проектов программ социально-экономического развития и нормативно-правовых актов;
организовывать в случае необходимости общественное обсуждение хода разработки и реализации программ социально-экономического развития и нормативно-правовых актов, а также рассматривать предложения негосударственных некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества по повышению эффективности их реализации;
обеспечивать проведение предварительных консультаций и переговоров с негосударственными некоммерческими организациями и другими институтами гражданского общества;
обеспечивать выполнение обязательств по соглашениям и договорам, программам и проектам в области социального партнерства.
Государственные органы могут нести и иные обязанности в соответствии с законодательством.
Глава 5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 27. Разрешение споров
Споры в области социального партнерства разрешаются в порядке, установленном законодательством.
Статья 28. Ответственность за нарушение законодательства о социальном партнерстве
Лица, виновные в нарушении законодательства о социальном партнерстве, несут ответственность в установленном порядке.
Статья 29. Приведение законодательства в соответствие с настоящим Законом
Кабинету Министров Республики Узбекистан:
привести решения правительства в соответствие с настоящим Законом;
обеспечить пересмотр и отмену органами государственного управления их нормативно-правовых актов, противоречащих настоящему Закону.
Статья 30. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2015 года.
Президент Республики Узбекистан И. КАРИМОВ
г. Ташкент,
25 сентября 2014 г.,
№ ЗРУ-376