Важнейшей задачей на пути построения в Узбекистане демократического правового государства, открытого гражданского общества с развитой рыночной экономикой является создание и развитие самостоятельных, устойчивых, пользующихся поддержкой широких слоев населения и имеющих глубокие корни в народе многообразных институтов гражданского общества.
Институты гражданского общества — органы самоуправления граждан (махалля), партии, движения, профессиональные союзы, общественные объединения и фонды, негосударственные некоммерческие организации (ННО) — образуют основу гражданского общества, определяют его содержание. Они призваны способствовать росту гражданской активности, национального самосознания, политической культуры и высокой духовности членов общества, воспитывать в них чувство собственного достоинства, независимого мышления, желание реализовать свой потенциал, строить свое будущее своими руками.
Важнейшим направлением деятельности институтов гражданского общества должна стать защита демократических ценностей, прав, свобод и законных интересов людей. Развитая структура негосударственных и общественных организаций призвана обеспечивать и поддерживать баланс интересов в обществе, служить в политической и социальной сфере противовесом государственным структурам. По мере своего становления и укрепления авторитета в обществе, гражданские институты должны все больше становиться важнейшим инструментом общественного контроля за деятельностью государственных и властных структур.
Институты гражданского общества, в сотрудничестве с независимыми, свободными средствами массовой информации, должны не только выражать, но и формировать общественное мнение и общественное сознание. Без укрепления демократических ценностей в сознании людей демократия сама по себе или усилиями извне не может получить своего развития. Это особенно важно в контексте подготовки и проведения выборов в представительные органы государственной власти, начиная от районных Кенгашей народных депутатов до высшего органа законодательной власти.
Важнейшей составляющей институтов гражданского общества становятся негосударственные некоммерческие организации. Создание разнообразных ННО — не самоцель. Они должны способствовать развитию институтов гражданского общества, в том числе институтов, которые складывались многие столетия, укреплению и расширению их влияния на население, укреплению многовековых духовно-нравственных устоев, идей толерантности и межконфессионального согласия.
В ходе проводимых в стране реформ по демократическому обновлению и модернизации страны принят ряд мер, направленных на создание организационно-правовых, материальных условий формирования институтов гражданского общества. Приняты законы об органах самоуправления граждан, негосударственных некоммерческих организациях, общественных объединениях и фондах, профессиональных союзах, правах и гарантиях их деятельности. Большое общественно-политическое значение имело принятие законов о СМИ, защите профессиональной деятельности журналиста, гарантиях и свободе доступа к информации и многих других. Осуществляется принятая в Узбекистане Программа по реализации целей и задач демократизации и обновления общества, реформирования и модернизации страны, предусматривающая, в частности, меры по дальнейшему развитию сильного гражданского общества.
В то же время дальнейшее усиление роли и значения институтов гражданского общества в процессе демократизации общественной жизни, государственного строительства страны требует выработки и реализации мер и механизмов, направленных на материальную и финансовую поддержку их деятельности, обеспечение их реальной независимости. Только свободные, самостоятельные, располагающие достаточными финансовыми ресурсами и независимыми источниками финансирования гражданские институты могут эффективно выполнять возложенные на них задачи.
В целях содействия формированию независимых, устойчивых, пользующихся поддержкой различных слоев населения гражданских институтов, усиления их роли в решении социально значимых проблем, повышения общественно-политической, социальной и деловой активности граждан:
1. Считать важнейшей задачей в деле углубления процессов демократизации и обновления общества, реформирования и модернизации страны всемерную поддержку развития и расширения масштабов деятельности институтов гражданского общества, в том числе негосударственных некоммерческих организаций.
Возложить на министерства и ведомства, органы государственной власти на местах обязанность всемерного содействия и поддержки деятельности институтов гражданского общества, направленной на защиту прав, интересов и повышение благосостояния граждан, социально-экономическое, общественно-политическое развитие страны.
2. Согласиться с предложением Национальной ассоциации негосударственных некоммерческих организаций Узбекистана (НАННОУз) об образовании в составе ассоциации Фонда поддержки негосударственных некоммерческих организаций (далее — Фонд), создаваемого для финансирования ее деятельности, осуществляемой в рамках программных целей и уставных задач.
3. Принять к сведению, что основными задачами Фонда являются:
аккумулирование необходимых материальных ресурсов и финансовых средств, в том числе привлечение грантов местных, зарубежных, международных организаций и финансовых институтов, предназначенных для стимулирования развития институтов гражданского общества и, прежде всего, независимых негосударственных некоммерческих организаций, пользующихся поддержкой населения, самостоятельно решающих стоящие перед ними задачи по удовлетворению и защите тех или иных интересов граждан республики;
финансирование проектов и программ ННО, направленных на повышение общественно-политической активности граждан в решении важнейших гуманитарных, социально-экономических и других общественно значимых проблем и задач, развитие институтов гражданского общества;
оказание финансового содействия в реализации проектов и программ, связанных с укреплением материально-технической базы ННО, оказанием им правовой, консультативной, организационной, технической и иной помощи, проведением мероприятий (конференций, семинаров, тренингов и т. д.) по вопросам развития деятельности ННО, институтов гражданского общества.
4. Источниками формирования средств Фонда определить:
денежные взносы учредителя — НАННОУз, доходы от деятельности Фонда, а также предприятий и организаций, учрежденных им в целях решения стоящих перед ним задач;
гранты и безвозмездную помощь со стороны зарубежных стран, международных организаций и финансовых институтов;
добровольные спонсорские взносы юридических и физических лиц — как резидентов, так и нерезидентов Республики Узбекистан, иные средства, не запрещенные законодательством.
5. Рекомендовать министерствам, ведомствам и другим организациям оказывать Фонду, а также Национальной ассоциации негосударственных некоммерческих организаций всемерную финансовую, материально-техническую и иную помощь, необходимую для реализации их уставных задач.
Одобрить инициативу об оказании финансовой и организационной поддержки Фонда со стороны государственных и общественных организаций согласно приложению.
(пункт 6 утратил силу в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 17 июня 2009 г. № УП-4116 — СЗ РУ, 2009 г., № 25, ст. 282)
7. Хокимияту города Ташкента в недельный срок разместить на безвозмездной основе НАННОУз и Фонд по адресу ул. Мавароуннахр, 14.
8. Рекомендовать Узбекскому агентству по печати и информации, Телерадиокомпании Узбекистана, Национальному информационному агентству Узбекистана, другим средствам массовой информации широко освещать деятельность НАННОУз и Фонда, пропагандировать положительный опыт работы в развитии деятельности ННО, а также обеспечивать информационную поддержку, включая рекламу, активных спонсоров НАННОУз и Фонда.
9. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан Р.С. Азимова и заместителя Премьер-министра Р.С. Касымова.
Президент Республики Узбекистан И. КАРИМОВ
г. Ташкент,
23 июня 2005 г.,
№ ПП-107
ПРИЛОЖЕНИЕ
к постановлению Президента Республики Узбекистан от 23 июня 2005 года № ПП-107
Перечень государственных и общественных организаций, оказывающих финансовую поддержку Фонду
1. |
Общественное молодежное движение «Камолот» |
2. |
Национальная Ассоциация электронных средств массовой информации |
3. |
Общественный Фонд «Махалла» |
4. |
Республиканский фонд «Нуроний» |
5. |
Фонд «Соглом авлод учун» |
6. |
Международный Фонд «Экосан» |
7. |
Совет фермеров Узбекистана |
8. |
Торгово-промышленная палата Республики Узбекистана |
9. |
Навоийский горно-металлургический комбинат |
10. |
Алмалыкский горно-металлургический комбинат |
11. |
Акционерное производственное объединение «Узметкомбинат» |
12. |
Национальный банк ВЭД Республики Узбекистан |
13. |
Национальная холдинговая компания «Узбекнефтегаз» |
14. |
Национальная авиакомпания «Узбекистон хаво йуллари» |
15. |
Государственная акционерная компания «Узбекистон темир йуллари» |
16. |
Ассоциация «Узавтопром» |
17. |
Национальная страховая компания «Узбекинвест» |
(таблица в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 30 декабря 2012 года № УП-4495 — СЗ РУ, 2013 г., № 1, ст. 3)