В Ташкенте состоялась международная конференция “Актуальные вопросы развития социального партнерства государственных органов и институтов гражданского общества в обеспечении надежной защиты прав и законных интересов населения”.
В мероприятии, организованном парламентом Узбекистана, Национальным центром Республики Узбекистан по правам человека, Независимым институтом по мониторингу формирования гражданского общества, Национальной ассоциацией негосударственных некоммерческих организаций, Министерством юстиции при поддержке представительств в нашей стране ОБСЕ, Фонда имени Ф.Эберта (Германия), ЮСАИД (США), участвовали представители палат Олий Мажлиса, министерств, ведомств, местных Кенгашей народных депутатов, ННО, СМИ, дипломатических представительств и международных организаций, аккредитованных в Узбекистане, а также эксперты из Бельгии, Германии, США и других государств.
С первых дней независимости Узбекистан, избравший собственный путь развития, поставил перед собой цель – вхождение в ряд развитых демократических государств, обеспечение достойных условий жизни для нашего народа и занятие своего места в мировом сообществе. Основу реализуемых в этом направлении демократических преобразований составляют разработанные Президентом нашей страны пять знаменитых принципов развития.
На форуме речь шла о проводимой в этом направлении работе, общественно-политических и законодательных предпосылках становления и развития института социального партнерства в Узбекистане, роли и месте институтов гражданского общества в демократическом обновлении и модернизации страны, обсуждены основные принципы, формы и механизмы взаимодействия парламента, представительных органов государственной власти на местах с ННО, органами самоуправления граждан и СМИ в разработке и обсуждении общественно значимых законопроектов.
Особое внимание уделено механизмам взаимодействия правоохранительных органов с гражданскими институтами в сфере укрепления законности и защиты прав и свобод граждан, рассмотрению международного опыта в этой сфере.
Для внедрения в жизнь принципа “От сильного государства – к сильному гражданскому обществу” на основе Конституции Республики Узбекистан создана надежная правовая база, которая отвечает самым высоким требованиям, направлена на обеспечение свободного развития институтов гражданского общества и охватывает более 250 законодательных актов. Принятые в последние годы нормативно-правовые акты значительно упростили регистрацию негосударственных некоммерческих организаций, порядок организации их деятельности. Сегодня в нашей стране в различных отраслях общественной жизни действует более 8200 негосударственных некоммерческих организаций.
– Мы убедились в том, что в Узбекистане проводится большая работа по развитию гражданского общества, - говорит глава департамента по надзору за финансированием и качеством офиса сотрудничества с ННО правительства Республики Хорватия Марина Локерт Состарич. - В частности, созданные совместно гражданским обществом и другими структурами основы национального законодательства служат развитию сферы. Особого внимания заслуживают реализуемые в этом направлении меры в области социальной защиты населения. Активное участие гражданских институтов в оказании безвозмездной помощи нуждающимся людям, в том числе с ограниченными возможностями, способствует обеспечению стабильности в обществе. Считаю целесообразным изучить опыт Узбекистана в этом направлении и популяризировать его в других странах.
– Народ Узбекистана достигает больших успехов во всех сферах, - говорит почетный член Сената Бельгии Доминик Тилманс. - Созданные в Узбекистане основы национального законодательства служат обеспечению свободной и благополучной жизни граждан. В этом процессе заслуживает внимания то, что создана и успешно внедряется в жизнь “узбекская модель” развития, сочетающая в себе международные стандарты и национальные традиции. Каждый раз, приезжая в Узбекистан, убеждаюсь в эффективности национальной модели развития. Выработан и реализуется принцип «От сильного государства к сильному гражданскому обществу», суть которого - расширение прав и полномочий гражданских институтов, в том числе повышение роли негосударственных некоммерческих организаций, их функций в защите прав, свобод и законных интересов людей, обеспечении широкого участия самих граждан в жизни общества. Развивается и система других институтов гражданского общества. Формирование своеобразной судебной системы создало основу для утверждения независимой судебной власти, обеспечения прав человека. Независимая избирательная система играет важную роль в проведении этого процесса на демократической основе. В этом я убедился во время участия в выборах в качестве наблюдателя.
Создаваемые государством благоприятные условия, предоставляемые льготы и возможности активизируют участие этих институтов гражданского общества в управлении делами общества и государства, способствуют повышению общественной, социально-экономической активности и правовой культуры населения. В 2008 году при Олий Мажлисе Республики Узбекистан были созданы Общественный фонд по поддержке негосударственных некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества и Парламентская комиссия по управлению его средствами. В 2008-2015 годах для реализации негосударственными некоммерческими организациями и другими институтами гражданского общества общественно значимых социальных проектов из государственного бюджета через этот фонд выделено 47,3 миллиарда сумов. Эти средства распределяются в виде государственного социального заказа, грантов и субсидий. Объем этих средств постоянно увеличивается.
Как отмечалось на конференции, в Узбекистане институты гражданского общества обладают реальной независимостью, создана надежная законодательная база материальной и моральной поддержки их деятельности. Это служит демократизации общественной жизни, государственному строительству и обеспечению баланса интересов сторон. Еще больше укрепляется позиция ННО в защите прав и свобод человека, его законных интересов.
- В Узбекистане наряду с развитием государственных и общественных структур по обеспечению прав и интересов граждан налажено их тесное сотрудничество, - говорит эксперт Фонда имени Ф.Эберта Сердж Эмбахер (Германия). - Заслуживают особого внимания государственная поддержка гражданских институтов, стимулирование и финансирование их инициатив. Ярким тому примером является открытый диалог представителей государственных органов, институтов гражданского общества, обмен опытом по дальнейшему укреплению социального партнерства. В прошлый раз, когда я посещал Узбекистан, принимал участие в обсуждении законопроекта “О социальном партнерстве”.
Новый этап в активизации и расширении масштабов деятельности ННО, их полномочий в управлении делами общества и государства открыла выдвинутая главой нашего государства Исламом Каримовым Концепция дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране. На ее основе за последние 5 лет приняты такие законы, как «Об экологическом контроле», «Об открытости деятельности органов государственной власти и управления», «О социальном партнерстве», и другие акты законодательства, которые имеют большое значение в деле динамичного развития гражданского общества.
– Институты гражданского общества в Узбекистане реализуют многочисленные проекты, направленные на защиту прав и интересов граждан, - говорит глава филиала международной организации “Врачи без границ” в Узбекистане Виктор Гарсиа (Нидерланды). - Это касается и сферы здравоохранения, в данном направлении существует ряд широкопрофильных институтов здоровья. Они реализуют эффективные меры по предупреждению заболеваний, устранению йододефицита, защите важной для здоровья человека окружающей среды. Главное, эта работа осуществляется органами здравоохранения совместно со Всемирной организацией здравоохранения, при непосредственной государственной поддержке. Это способствует предупреждению заболеваний, сокращению материнской и детской смертности, увеличению продолжительности жизни населения в Узбекистане.
Реализация на практике Закона Республики Узбекистан «Об открытости деятельности органов государственной власти и управления» дает свои весомые результаты. Так, на этой основе обеспечивается информирование населения и общественных объединений о решениях органов государственной власти, связанных с правами и свободами, законным интересами граждан.
Принятие Закона “О социальном партнерстве” стало еще одним важным шагом в развитии институтов гражданского общества. Так, согласно закону усовершенствован организационно-правовой механизм взаимодействия государственных органов с ННО, усилена их роль в разработке и реализации программ социально-экономического развития, законодательных актов.
Законом «О социальном партнерстве» определены понятия, субъекты, принципы и основные сферы социального партнерства, закрепляется понятие «социальное партнерство» как взаимодействие государственных органов с ННО и другими институтами гражданского общества в разработке и реализации программ социально-экономического развития, в том числе отраслевых, региональных и территориальных программ, нормативно-правовых актов и других решений, затрагивающих права и законные интересы граждан. Уточнены и разграничены права и обязанности государственных органов, ННО и других институтов гражданского общества.
Как было отмечено на конференции, Закон Республики Узбекистан “О социальном партнерстве” создал основу для дальнейшего расширения правового поля для функционирования институтов гражданского общества. Этот закон разработан в соответствии с национальным опытом и международными стандартами, с привлечением местных и международных экспертов, с учетом мнений представителей ННО, что обеспечило его всестороннюю продуманность.
По итогам конференции высказаны предложения и рекомендации, направленные на дальнейшее развитие социального партнерства государственных органов и институтов гражданского общества в обеспечении надежной защиты прав и законных интересов граждан.
УзА