21 сентября 2016 года в конференц-зале «Кизилкум» Бизнес центра «Пойтахт» состоялся республиканский «круглый стол» на тему: «Организационно-правовые основы развития благотворительности и фандрайзинга: международный опыт и практика Узбекистана».
Мероприятие было организовано Национальной ассоциацией ННО Узбекистана совместно с Общественным фондом по поддержке ННО и других институтов гражданского общества при Олий Мажлисе РУз, Независимым институтом по мониторингу формирования гражданского общества, Министерством юстиции РУз, ОДМ «Камолот», Комитетом женщин Узбекистана, Экологическим движением Узбекистана, Общественным фондам по поддержке ННО Узбекистана при НАННОУз.
Основной целью мероприятия стало обсуждение среди широкой общественности национального и зарубежного организационно-правового опыта организации благотворительной деятельности и фандрайзинга, дальнейшее повышение навыков ННО в привлечении дополнительных финансовых средств, выработка предложений и рекомендаций по совершенствованию институциональных и правовых основ развития фандрайзинга.
В мероприятии приняли участие депутаты Законодательной палаты Олий Мажлиса РУз, представители Общественного фонда при Олий Мажлисе РУз, министерств и ведомств, филиалов и представительств зарубежных и международных организаций, аккредитованных в Узбекистане, активисты и лидеры ННО, СМИ (всего – 80 чел.).
Вопрос привлечения отечественными ННО дополнительных финансовых средств, различных ресурсов (материальных, человеческих, информационных и др.) для эффективной реализации уставных задач, развития фандрайзинга и благотворительной деятельности среди широкой общественности страны является актуальной в связи с практической реализацией Закона «О социальном партнерстве», предполагающего решение социально-значимых задач в таких сферах, как образование, здравоохранение, охрана окружающей среды, социальная защита населения, формирование гармонично развитого и здорового молодого поколения, укрепление идей межнационального, межкультурного и гражданского согласия и многое другое. Для решения этих задач государство видит в лице негосударственных некоммерческих организаций своего надежного партнера.
Как результат проводимых реформ и демократических преобразований, в независимом Узбекистане произошли положительные социальные, культурные и экономические трансформации, в сознании людей все чаще стали появляться мысли о взаимопомощи, возрастает число тех, кто хочет заниматься благотворительной деятельностью. Примером тому является оценка международными рейтинговыми организациями благотворительной деятельности как в Узбекистане, так и во всем мире. Согласно Всемирному индексу благотворительности, составленному американским фондом благотворительности (CAF) в 2015 году, Узбекистан занимает 27 место из 135 стран мира.
В ходе мероприятия рассмотрено национальное законодательство и правоприменительная практика в вопросах эффективной организации благотворительной деятельности. В частности, особое внимание уделено раскрытию сути и значения Закона «О благотворительности», принятого в 2007 году. Необходимо отметить, что в Законе определены основные понятия, связанные с благотворительной деятельностью, цели и права на осуществление благотворительности, организационно-правовые формы благотворительных организаций, имущество этих организаций и источники их формирования, формы государственной поддержки благотворительности, льготы, предоставляемые субъектам благотворительности, международная благотворительная деятельность и т.д.
Особый акцент сделан на поддержку социально-значимых проектов ННО государством в лице Общественного фонда при Олий Мажлисе Республики Узбекистан, которым ежегодно проводятся государственные конкурсы на получение гранта и социального заказа по решению Парламентской комиссии по управлению средствами данного фонда. На сегодня по итогам четырех грантовых конкурсов 2016 года Общественным фондом профинансировано 159 социально значимых проектов ННО, СМИ и других институтов гражданского общества на сумму 3 млрд 880 млн сум.
Также обсужден опыт развитых демократических стран в сфере организационно-правового регулирования вопросов развития благотворительности и фандрайзинга. Как показывает зарубежный опыт в ряде стран имеются специальные нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы фандрайзинга. К примеру, представителями «третьего сектора» европейских стран соблюдаются Этический кодекс фандрайзера, где предписаны свод ценностей и принципов, основополагающих для фандрайзинговой деятельности. В Великобритании механизмы фандрайзинговой деятельности отражены в Кодексе практики сбора пожертвований и Законе о публичном сборе средств (1939 г.). Действуют специальные учреждения – Институт фандрайзинга, Совет стандартов фандрайзинга, Комиссия по благотворительности, которые содействуют развитию в стране данного вида деятельности. В большинстве стран Европы и Азии фандрайзинговая деятельность регулируется Законом «О благотворительности».
В рамках «круглого стола» проанализированы эффективные формы и методы работы ННО и других институтов гражданского общества в привлечении дополнительных финансовых средств. Участниками отмечена появление новых форм привлечения финансовых средств и других ресурсов, в том числе человеческих, материальных, информационных и т.д. На сегодня отечественными ННО успешно применяются такие методы фандрайзинга, как участие в различных программах и проектах, привлечение волонтеров, использование ресурсов Интернета, реклама и т.д.
В ходе мероприятия участниками отмечена необходимость дальнейшего укрепления социального партнерства ННО и СМИ в развитии благотворительности и фандрайзинга.
По итогам мероприятия были выработаны соответствующие предложения и рекомендации по дальнейшему совершенствованию нормативной базы, институциональных основ, а также форм и механизмов организации благотворительной деятельности и фандрайзинга в Узбекистане.
Информационная служба НАННОУз