За последние пять лет количество ННО выросло в 1,6 раза, превысив отметку в 8 240 единиц. А в 1991 году общее количество ННО в Республике Узбекистан составляло всего лишь 95. Важно отметить, что в общем количестве ННО существенно возрос удельный вес основанных на членстве общественных объединений – их количество составляет 5 883 единиц или 71 процентов от общего числа ННО. Примечательно и то, что 7 783 ННО страны или 94 процентов осуществляют деятельность в регионах страны.

Значительно возросла роль общественных фондов в поддержке гражданских инициатив, повышении уровня политического сознания граждан, работе с молодежью и женщинами, содействии в трудоустройстве, поддержке уязвимых слоев населения – их количество сегодня составляет около 600 единиц.

По сравнению с 2011 годом с 63,4% до 77,1% в 2014 году увеличилось количество финансово устойчивых ННО. Примечателен рост количества ННО, бюджет которых составляет более 100 млн сумов, с 3,9% до 32,9%. При этом более 40% от общего бюджета ННО составляют средства благотворителей, что говорит, во-первых, о возросшем уровне материального благосостояния населения, во-вторых, готовности общества осуществлять благотворительную деятельность, поддерживать различные гражданские инициативы, а также о росте доверия к ННО. Увеличилась также в среднем на 10 и более процентов обеспеченность ННО компьютерами, телефонной связью, доступом к интернету. Укрепляется также и кадровый потенциал республиканских ННО. В частности, если в 2011 году в центральных органах 443 республиканских ННО количество штатных работников составляло 3 682 человек, то в 2014 году в 428 ННО работало уже 4 424 человек.

Сегодня общественные объединения, фонды, массовые движения, общественные учреждения, профессиональные союзы и другие негосударственные некоммерческие организации составляют институциональную основу гражданского общества, его содержание, принимают активное участие в реализации важнейших общественно значимых государственных программ, осуществляют действенный общественный контроль за деятельностью госорганов, участвуют в обсуждении проектов нормативно-правовых актов, реализуют сотни проектов в сфере социальной защиты населения, воспитания молодежи, охраны окружающей среды, защиты прав женщин, детей и других.

Об этом говорилось на состоявшемся 29-30 июля т.г. международном «круглом столе» на тему «Усиление роли и значения институтов гражданского общества в демократическом обновлении и модернизации страны: опыт Узбекистана и международная практика», организованном Национальной ассоциацией негосударственных некоммерческих организаций Узбекистана совместно с Независимым институтом по мониторингу формирования гражданского общества, Фондом им. Фридриха Эберта и Офисом Координатора ОБСЕ в Узбекистане.

В работе международного форума приняли участие эксперты из Бельгии, Германии, Индии, Италии, Франции, Южной Кореи, Турции и других государств, представители аккредитованных в Узбекистане международных организаций, парламентарии, специалисты и ученые, представители гражданского общества.

В ходе мероприятия отмечалось, что только за последние 7 лет путем прозрачного, открытого, адресного и, что особенно важно, демократического распределения финансовых средств, ежегодно выделяемых из государственного бюджета на поддержку ННО и других институтов гражданского общества, реализацию ими различных социальных проектов, Парламентской комиссией по управлению средствами Общественного фонда по поддержке ННО и других институтов гражданского общества при Олий Мажлисе выделено в форме субсидий, грантов и социальных заказов 47,7 млрд. сумов. За последние четыре года общий объем выделяемых средств увеличился в три раза. Примечательно, что существенно увеличились объемы финансирования грантовых проектов ННО. В текущем году на поддержку проектов ННО предусмотрено выделить 4,8 млрд сумов в виде грантов, это почти 50% от общего объема средств, выделяемых Парламентской комиссией.

Следует отметить, что если в 2009-2012 годах в рамках государственных программ «Год развития и благоустройства села», «Год гармонично развитого поколения», «Год малого бизнеса и частного предпринимательства», «Год семьи» Общественным фондом при Олий Мажлисе были поддержаны проекты 235 ННО, то уже в 2013 и 2014 годах в рамках только двух государственных программ «Год благополучия и процветания» и «Год здорового ребенка» поддержку Общественного фонда при Олий Мажлисе получили проекты более 250 ННО. Все это способствует укреплению связей социального партнерства между ННО и органами государственной власти и управления на местах, адресному и эффективному решению актуальных вопросов социально-экономического развития страны.

Существенным стимулом для развития социальной активности граждан, усиление участия институтов гражданского общества в жизни общества явилось принятие в ноябре 2010 года парламентом страны предложенной Президентом Исламом Каримовым Концепции дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране.

В рамках реализации основных положений Концепции за последние пять лет приняты такие законы, как «Об экологическом контроле», «Об открытости деятельности органов государственной власти и управления», «О социальном партнерстве» и другие. В ходе состоявшихся в июне—июле 2015 года сессий Кенгашей народных депутатов областей и города Ташкента, Жокоргы Кенеса Республики Каракалпакстан при представительных органах на местах сформированы общественные комиссии по социальному партнерству, создание которых предусмотрено Законом «О социальном партнерстве». В состав комиссий вошли депутаты представительных органов власти на местах, соответствующих подразделений хокимиятов, органов юстиции и финансов, и, что особенно важно, институтов гражданского общества, ННО.

Большую поддержку в обществе получило принятие Постановления Президента Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по оказанию содействия развитию институтов гражданского общества» от 12 декабря 2013 года. Оно направлено на дальнейшее повышение общественной, социально-экономической активности ННО, других гражданских институтов, усиление их роли в процессах демократического обновления и модернизации страны.

В соответствии с постановлением с 1 января 2014 года ставка государственной пошлины, взимаемой за государственную регистрацию ННО, снижена в 5 раз, размеры сборов, взимаемых за государственную регистрацию их символик, – в 2,5 раза.

Более того, теперь за государственную регистрацию и постановку на учет обособленных подразделений ННО (представительства и филиалы), в том числе наделенные правами юридического лица, зарегистрированных в Республике Узбекистан, пошлина не взимается. Государственная пошлина за государственную регистрацию общественных объединений инвалидов, ветеранов, женщин и детей взимается в размере 50 процентов от размеров государственных пошлин, утвержденных данным постановлением.

Установлен месячный срок для рассмотрения органами юстиции обращения о государственной регистрации ННО, вместо ранее действовавшего двухмесячного срока. На негосударственные некоммерческие организации не распространяется положение, предусматривающее в качестве основания для ликвидации юридических лиц неосуществление ими финансово-хозяйственной деятельности с проведением денежных операций по банковским счетам в течение шести месяцев.

Важно также отметить, что вышеупомянутым постановлением Президента страны на Министерство юстиции возложена задача по обеспечению эффективного контроля за соблюдением органами государственной власти и управления закрепленных в законах Республики Узбекистан и международных договорах  прав и законных интересов негосударственных некоммерческих организаций.

Знаковым событием в последовательном развитии института общественного контроля стало возведение на конституционный уровень задачи дальнейшего развития нормативно-правовой базы общественного контроля. В частности, в 2014 году был принят Закон «О внесении изменений и дополнений в отдельные статьи Конституции Республики Узбекистан (статьи 32, 78, 93, 98, 103 и 117)», инициированный главой государства. Указанным законом в статью 32 Конституции внесены дополнения, согласно которым граждане Республики Узбекистан имеют право участвовать в управлении делами общества и государства посредством органов самоуправления, проведения референдумов и демократического формирования государственных органов, а также развития и совершенствования общественного контроля над деятельностью государственных органов.

Конституционное закрепление правовых основ общественного контроля, в первую очередь, отвечает уровню развития национальной государственности, последовательно развивающимся процессам демократизации и либерализации общества, все более возрастающему уровню общественно-политической активности граждан, — говорит руководитель проекта Независимого института по мониторингу формирования гражданского общества Гулрухсор Хатамова. — Оно направлено на последовательную реализацию конституционного принципа разделения ветвей власти, дальнейшее углубление реформ по формированию эффективной системы сдержек и противовесов между ними, ослужит дальнейшему динамичному развитию нормативно-правовой базы осуществления общественного контроля, превращению его в один из важнейших институтов государственного и общественного строительства, усиления правовых механизмов обеспечения народовластия в обществе.

— Я получила много информации о негосударственных некоммерческих организациях в Узбекистане, о системе стимулирования их развития и расширения деятельности, — отметила директор НПО «Местная миссия Северо-Восток 77» Селин Мартан (Франция). —  Далеко не во всех странах, имеется такая система, действующая на основе созданного законодательства и оказывающая столь значительную поддержку гражданских институтов. Узбекистан в этом плане шагнул далеко вперед.

Большой интерес участников «круглого стола» вызвала деятельность крупнейшего в стране ННО — Экологического движения Узбекистана, которое сегодня консолидирует усилия сотен отдельных негосударственных некоммерческих организаций, работающих в сфере охраны природы и здоровья человека. Экодвижению предоставлена квота — 15 депутатских мест в Законодательной палате Олий Мажлиса, что обусловлено исключительной актуальностью на нынешнем этапе вопросов охраны окружающей среды.

— Экологическое движение играет объединяющую и направляющую роль, — говорит директор программы российских и центрально-азиатских исследований Школы международных исследований университета имени Дж. Неру Аджай Кумар (Индия). — Принимает активное участие в формировании государственной политики в сфере экологии. Это говорит о том, какое большое внимание уделяется в Узбекистане вопросам охраны окружающей среды. Представительство среди депутатов активистов Экологического движения позволило ему оказывать непосредственное влияние на совершенствование природоохранного законодательства, обеспечение его исполнения в центре и на местах. Примером может послужить Закон «Об экологическом контроле», разработанный депутатской группой от Экодвижения и закрепивший механизмы участия гражданских институтов в мероприятиях по охране природы.

Особо подчеркивалось, что демократические преобразования в сфере становления и развития негосударственных некоммерческих организаций осуществляются в Узбекистане системно, последовательно и поэтапно, с учетом особенностей развития страны, роста политико-правовой культуры и общественного сознания населения.

— Формирование гражданского общества тесно взаимосвязано с процессами демократизации и модернизации других сфер общественного и государственного строительства, — подчеркнул на «круглом столе» председатель совета НАННОУз Абдумаджит Каримов — Гражданскую активность стимулирует стабильный рост социально-экономических показателей развития страны и благополучия народа. За годы независимости экономика страны выросла на 5,5 процента, реальные доходы в расчете на душу населения в 9 раз, на протяжении последних лет достигнуты стабильно высокие темпы роста ВВП на уровне восьми процентов. Неуклонно возрастает социально-экономическая активность населения. Сегодня свыше 75 процентов граждан заняты в частном секторе, внося свой весомый вклад в дальнейшее социально-экономическое развитие. Масштабная работа по духовности и просветительству, повышению правовой культуры населения явилась основой стремительного роста самосознания, гражданской активности, стремления каждого человека быть сопричастным ко всему, что происходит вокруг, принимать активное участие в управлении делами общества и государства. Сформированные же за годы независимости законодательные основы и правовые гарантии свободного становления и независимого развития ННО сегодня создают благоприятные условия для этого.

— Особое место среди самых крупных ННО страны занимает Комитет женщин Узбекистана, оказывающий всестороннюю поддержку, стоящий на защите прав и законных интересов женщин, — говорит генеральнқй секретарь итальянского отделения организации «Лобби европейских женщин» Мария Ботарелли Транкуили-Леале, (Италия). — Гармоничное интегрирование этой организации в систему общественного и государственного управления и другие меры способствовали ее широкому привлечению к решению вопросов социально-экономического и культурного развития. Предоставленные широкие полномочия комитетам женщин формируют механизм постоянной поддержки женщин, который имплементирован во все государственные программы Узбекистана.

— Принятие Закона «О социальном партнерстве», создание на местах при органах представительной власти общественных комиссий, которые всемерно содействуют в осуществлении социального партнерства, определяют точки взаимодействия госорганов и ННО, сыграют важную роль в укреплении позиции и влияния гражданских институтов в обществе, — говорит научный сотрудник Берлинского научного центра социальных исследований Экхард Приллер (Германия). — Они будут способствовать развитию взаимодействия государства и гражданских институтов, повышению роли и ответственности представительных и исполнительных органов власти на местах за формирование и свободное развитие институтов гражданского общества, обеспечению единства в обществе.

— Сегодня ННО в Узбекистане активно работают во всех сферах жизни общества и государства, выражают готовность брать на себя большую ответственность за благополучие страны, — говорит советник НПО «EU Logos Athena»Пьер Боргольц (Бельгия). — В ходе международного «круглого стола» мы получили много информации об их деятельности. ННО Узбекистана сейчас занимают особое место в формировании гражданского общества, возрастает их роль в решении социально значимых, волнующих представителей разных слоев населения вопросов. Кроме того, отмечу, что общественные организации в своей деятельности учитывают национальную ментальность. Их работа ярко отражает богатую историю, духовность и культуру вашего народа. Только за последние пять лет количество ННО возросло более чем в полтора раза и составляет сегодня свыше восьми тысяч. Это впечатляет. Они эффективно работают в сфере социальной защиты, содействуют занятости населения, реализуют проекты по охране окружающей среды и здоровья граждан, воспитанию молодежи, развитию науки, образования, культуры и спорта, повышению правовых знаний, укреплению согласия в обществе, сохранению и преумножению многовековых, традиционных духовно-нравственных и историко-культурных ценностей.

Следует отметить, что принимаемые в нашей стране меры по усилению роли и значения «третьего сектора» в общественном и государственном строительстве, организационно-правовые основы поддержки развития институтов гражданского общества и негосударственных некоммерческих организаций пользуются также и поддержкой населения.

В частности, исследование Центра изучения общественного мнения «Ижтимоий фикр» показало, что абсолютное большинство граждан (94,3 процента) всемерно поддерживает основные направления государственной политики в сфере развития разветвленной системы устойчивых и самостоятельных ННО, представляющих интересы и пользующихся поддержкой различных социальных групп и широких слоев населения, а также формирования эффективных организационно-правовых механизмов социального партнерства государственных органов и ННО в разработке и реализации программ государственного и общественного строительства.

95,7 процента опрошенных представителей ННО высоко оценивают государственную поддержку, оказываемую гражданским институтам. По их мнению, органы государственной власти и управления видят в ННО  равноправных партнеров, поддерживают и сотрудничают с ними. Негосударственные некоммерческие организации, работая непосредственно с определенными целевыми группами, выявляют имеющиеся проблемы, определяют наиболее эффективные пути их решения. С этой точки зрения они обладают огромным потенциалом, который, безусловно, помогает в действенной реализации важнейших социальных программ и является отправной точкой для формирования у граждан ожиданий от деятельности ННО.

По мнению большинства (89,2 процента), работа в ННО также способствует росту гражданской активности, политической культуры и высокой духовности членов общества, воспитывает в них чувство собственного достоинства, независимого мышления, является важным вкладом в формирование гражданского общества в стране.

На «круглом столе» отмечалось, что организационно-правовые основы развития гражданского общества в Узбекистане формируются на базе всестороннего анализа и оценки общественно-политических, социально-экономических процессов, происходящих в стране, роста политической культуры, правового сознания людей, изучения практики развитых демократических государств. Данный процесс является непрерывным, ведь жизнь не стоит на месте, ставя перед обществом все новые и новые задачи.

По завершении «круглого стола» приняты соответствующие рекомендации.

Консультативный телефон

(71) 233-35-26;

(71) 233-46-81.

 

November 2024
Mo Tu We Th Fr Sa Su
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 1
Ҳукуқий саволингиз борми? @mail орқали юборинг
2000 максимум символов