Об охране труда (новая редакция)

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

Об охране труда 
(новая редакция)
 

 

Статья 1. Цель настоящего Закона
 

          Целью настоящего Закона является регулирование отношений в области охраны труда. 

Статья 2. Законодательство об охране труда

          Законодательство об охране труда состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства. 
          Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Республики Узбекистан об охране труда, то применяются правила международного договора. 

Статья 3. Сфера действия настоящего Закона

          Действие настоящего Закона распространяется на: 
          работников, состоящих в трудовых отношениях с предприятиями, учреждениями и организациями (далее – организации), а также с отдельными нанимателями; 
          студентов высших образовательных учреждений, учащихся средних специальных, профессиональных образовательных учреждений, слушателей других образовательных учреждений, проходящих производственную практику; 
          военнослужащих, привлекаемых для работы в организациях; 
          граждан, проходящих альтернативную службу; 
          лиц, отбывающих наказание по приговору суда, в период их работы в организациях, определяемых учреждениями по исполнению наказания, а также лиц, к которым применено административное взыскание в виде административного ареста, лиц, привлекаемых на выполнение других видов работ, в том числе организуемых в интересах общества и государства. 
          Действие настоящего Закона распространяется и на работодателей. 
          Лица, указанные в части первой настоящей статьи, далее именуются работниками. 

Статья 4. Основные понятия
 
          В настоящем Законе применяются следующие основные понятия: 
          средства коллективной защиты – технические и иные средства, конструктивно или функционально связанные с производственным помещением и производственным процессом, предназначенные для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредного производственного фактора и (или) опасного производственного фактора, а также для защиты от загрязнений; 
          вредный производственный фактор – производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его профессиональному заболеванию; 
          рабочее место – место постоянного или временного пребывания работника в процессе трудовой деятельности; 
          производственная деятельность – совокупность действий, осуществляемых при производстве продукции, переработке сырья, выполнении работ, оказании услуг; 
          несчастный случай на производстве – происшествие, в результате которого работник получил трудовое увечье или иное повреждение здоровья, связанное с исполнением им трудовых обязанностей, как на территории работодателя, так и за ее пределами, в том числе во время следования к месту работы либо с работы на транспорте, предоставленном работодателем, и которое повлекло необходимость перевода работника на другую работу, временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности либо его смерть; 
          профессиональное заболевание – острое или хроническое заболевание работника, являющееся результатом воздействия на него вредного производственного фактора или опасного производственного фактора и повлекшее временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности; 
          условия труда – совокупность социальных и производственных факторов, при которых осуществляется труд; 
          охрана труда – система правовых, социально-экономических, организационных, технических, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических, реабилитационных мероприятий и средств по обеспечению безопасности, сохранения жизни и здоровья, работоспособности человека в процессе труда; 
          трудовое увечье – временная или стойкая утрата работником профессиональной трудоспособности вследствие несчастного случая на производстве; 
          неблагоприятные производственные факторы – наличие вредного производственного фактора и (или) опасного производственного фактора; 
          опасный производственный фактор – производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его травме; 
          средства индивидуальной защиты – технические и иные средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работника вредного производственного фактора и (или) опасного производственного фактора, а также для защиты от загрязнений. 

Статья 5. Основные направления государственной политики в области охраны труда
 
          Основными направлениями государственной политики в области охраны труда являются: 
          обеспечение приоритета жизни и здоровья работника; 
          разработка и реализация государственных программ в области охраны труда; 
          координация деятельности органов государственного и хозяйственного управления, органов государственной власти на местах в области охраны труда; 
          установление требований в области охраны труда для всех организаций; 
          осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда; 
          стимулирование разработки и внедрения безопасной техники, технологии и средств защиты работников; 
          использование достижений науки, техники и передового национального и зарубежного опыта по охране труда; 
          социальная защита работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве или получивших профессиональные заболевания; 
          осуществление международного сотрудничества. 

Статья 6. Государственное управление охраной труда
 
          Государственное управление охраной труда осуществляется Кабинетом Министров Республики Узбекистан, специально уполномоченным государственным органом в области охраны труда, а также иными государственными органами, которые в соответствии с законодательством имеют отдельные полномочия в области охраны труда. 

Статья 7. Полномочия Кабинета Министров Республики Узбекистан в области охраны труда
 
          Кабинет Министров Республики Узбекистан: 
          обеспечивает реализацию единой государственной политики в области охраны труда; 
          утверждает и реализует государственные программы в области охраны труда; 
          обеспечивает координацию деятельности органов государственного и хозяйственного управления, органов государственной власти на местах в области охраны труда; 
          устанавливает порядок проведения государственной экспертизы условий труда; 
          устанавливает порядок расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; 
          определяет порядок создания службы охраны труда в организациях; 
          определяет порядок выделения средств на охрану труда работодателем, а также образования фондов по охране труда и использования их средств; 
          осуществляет международное сотрудничество в области охраны труда. 
          Кабинет Министров Республики Узбекистан может осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством. 

Статья 8. Полномочия специально уполномоченного государственного органа в области охраны труда
 
          Специально уполномоченным государственным органом в области охраны труда является Министерство труда Республики Узбекистан. 
          Министерство труда Республики Узбекистан: 
          реализует единую государственную политику в области охраны труда; 
          участвует в разработке и реализации государственных и иных программ в области охраны труда; 
          в пределах своих полномочий разрабатывает, согласовывает и утверждает нормативные документы в области технического регулирования и нормативно-правовые акты по вопросам охраны труда; 
          осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда, в том числе за предоставлением льгот и компенсаций работникам за работу в неблагоприятных и особых условиях труда; 
          обеспечивает проведение государственной экспертизы условий труда; 
          взаимодействует с органами государственного и хозяйственного управления, органами государственной власти на местах и другими организациями по вопросам охраны труда; 
          координирует деятельность органов государственного и хозяйственного управления, органов государственной власти на местах в области охраны труда; 
          ведет единый реестр профессиональных участников рынка услуг в области охраны труда в порядке, установленном Кабинетом Министров Республики Узбекистан; 
          проводит мониторинг состояния охраны труда; 
          анализирует причины производственного травматизма и вносит в органы государственного и хозяйственного управления, органы государственной власти на местах, юридическим и физическим лицам предложения по их предупреждению; 
          обеспечивает проведение специального расследования и учет несчастных случаев на производстве. 
          Министерство труда Республики Узбекистан может осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством. 

Статья 9. Полномочия Министерства здравоохранения Республики Узбекистан в области охраны труда
 
          Министерство здравоохранения Республики Узбекистан: 
          определяет порядок проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников; 
          устанавливает санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса; 
          устанавливает нормативы выдачи молока (других равноценных пищевых продуктов), лечебно-профилактического питания, газированной соленой воды (работающим в горячих цехах), предоставляемых работникам, занятым на работах с неблагоприятными условиями труда; 
          утверждает перечень медицинских и иных показаний для перевода работника на более легкую или исключающую воздействие неблагоприятных производственных факторов работу; 
          определяет требования к составлению санитарно-гигиенической характеристики условий труда работника при подозрении у работника профессионального заболевания; 
          устанавливает порядок определения профессиональных заболеваний и выдачи направления для определения степени утраты профессиональной трудоспособности работников. 
          Министерство здравоохранения Республики Узбекистан может осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством. 

Статья 10. Полномочия органов государственного и хозяйственного управления в области охраны труда
 
          Органы государственного и хозяйственного управления в пределах своих полномочий: 
          участвуют в разработке и реализации государственных и иных программ в области охраны труда; 
          разрабатывают нормативные документы в области технического регулирования и нормативно-правовые акты по вопросам охраны труда; 
          утверждают и обеспечивают реализацию отраслевых целевых и специальных программ в области охраны труда; 
          осуществляют меры по обеспечению соблюдения требований охраны труда в подведомственных организациях; 
          организуют и обеспечивают проведение расследования и учета несчастных случаев на производстве и иных повреждений здоровья работников в подведомственных организациях; 
          организуют подготовку, переподготовку, повышение квалификации и проверку знаний по вопросам охраны труда руководителей и специалистов подведомственных организаций. 
          Органы государственного и хозяйственного управлен