О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЕ ПО РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ ДЕЙСТВИЙ ПО ПЯТИ ПРИОРИТЕТНЫМ НАПРАВЛЕНИЯМ РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН В 2017 — 2021 ГОДАХ В «ГОД РАЗВИТИЯ НАУКИ, ПРОСВЕЩЕНИЯ И ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ»

УКАЗ
ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЕ ПО РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ ДЕЙСТВИЙ ПО ПЯТИ ПРИОРИТЕТНЫМ НАПРАВЛЕНИЯМ РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН В 2017 — 2021 ГОДАХ В «ГОД РАЗВИТИЯ НАУКИ, ПРОСВЕЩЕНИЯ И ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ»
 
В целях последовательной реализации осуществляемых в интересах народа широкомасштабных реформ подготовлен проект Государственной программы по реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017 — 2021 годах в «Год развития науки, просвещения и цифровой экономики» на основе всестороннего обсуждения с участием широкой общественности.
В обсуждении данного проекта проявили активность граждане и институты гражданского общества нашей страны. В эфире теле- и радиоканалов организовано более тысячи прямых диалогов с ними. Специалистами и экспертами соответствующих отраслей глубоко проанализированы предложения и рекомендации, внесенные гражданами.
В частности, в рамках общественного обсуждения поступило свыше трех тысяч предложений, на основе которых в проект Государственной программы внесено около ста концептуальных и редакционных изменений и дополнений. Также многие предложения предусматривают поддержку мероприятий обнародованной Государственной программы и совершенствование процессов их реализации.
В целях обеспечения исполнения Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017 — 2021 годах, а также эффективной и своевременной реализации задач, определенных в Послании Президента Республики Узбекистан Олий Мажлису от 24 января 2020 года, совместных заседаниях и организационных совещаниях палат парламента:
1. Утвердить Государственную программу по реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017 — 2021 годах в «Год развития науки, просвещения и цифровой экономики» (далее — Государственная программа) согласно приложению*.
*Приложение приводится на узбекском языке.
2. В сфере совершенствования системы государственного и общественного строительства:
внедрить с 2020 года в деятельность Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан систему «Электронный парламент», позволяющую использовать электронный портал и мобильное приложение в целях формирования парламентских и депутатских запросов на основе обращений граждан в сети Интернет, а также осуществления прямого диалога с избирателями;
внедрить практику проведения по итогам года мониторинга за тем, как народ оценивает каждый принятый Законодательной палатой Олий Мажлиса Республики Узбекистан закон, а также уровня его эффективности с принятием соответствующих мер по устранению недостатков;
принять в 2020 году практические и организационные меры по налаживанию деятельности Самаркандского областного Кенгаша народных депутатов в качестве «образцового Кенгаша», а также внедрению в деятельность местных представительных органов института запроса Кенгаша;
внедрить с 1 июля 2020 года в практику порядок регулярного заслушивания на заседаниях Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан информации руководителей государственных органов и органов хозяйственного управления об их деятельности, а также членов Правительства и руководителей отраслей о проводимой работе по выполнению Целей устойчивого развития Организации Объединенных Наций, развитию науки, просвещения и цифровой экономики;
внедрить с 1 августа 2020 года систему заслушивания в Сенате Олий Мажлиса Республики Узбекистан отчетов послов Узбекистана в зарубежных государствах, а также проведения заседаний Кенгаша и комитетов Сената по изученным вопросам непосредственно с выездом на места при участии руководителей министерств и ведомств в целях оперативного решения проблем, волнующих население;
принять меры по запуску до 1 июля 2020 года мобильного приложения веб-портала «Mening fikrim», а также организации обсуждения в средствах массовой информации обращений, поступающих на веб-портал, с привлечением депутатов, специалистов и широкой общественности.
Рекомендовать палатам Олий Мажлиса Республики Узбекистан и Кабинету Министров совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами обеспечение своевременного исполнения поставленных задач в данном направлении, в том числе принятие Программы мер, направленной на усиление законотворческой и контрольной деятельности парламента, «Дорожной карты» по разработке законов прямого действия, Концепции повышения электоральной культуры населения, а также Стратегии развития гражданского общества в Узбекистане на среднесрочную и долгосрочную перспективу.
3. В сфере обеспечения верховенства закона и дальнейшего реформирования судебно-правовой системы:
внедрить в практику с 1 мая 2020 года порядок истребования прокурором из суда дел, по которым приговоры, решения, определения или постановления суда вступили в законную силу, исключительно при наличии обращения сторон (за исключением прокурора);
установить с 1 апреля 2020 года порядок признания гражданами Республики Узбекистан лиц, прибывших до 1995 года и постоянно проживающих в Узбекистане на основе удостоверения лица без гражданства, изъявивших желание стать гражданами Республики Узбекистан;
реформировать до 1 ноября 2020 года апелляционную и кассационную инстанции, отменив институт надзорного производства, с целью расширения доступа к правосудию;
декриминализировать до 1 июня 2020 года виды преступлений в сфере предпринимательства, не представляющие большой общественной опасности, а также внедрить порядок освобождения от уголовной ответственности лиц, впервые совершивших преступление, связанное с нарушением таможенного законодательства, добровольно внесших платежи за товар и осуществивших таможенное оформление;
передать с 1 декабря 2020 года полномочия по рассмотрению дел об административных правонарушениях в компетенцию судов по уголовным делам;
внедрить с 1 декабря 2020 года систему поощрения добровольной оплаты штрафа лицом, совершившим правонарушение, предусмотренное в санкции соответствующей статьи Кодекса об административной ответственности до рассмотрения дела в суде и уполномоченных органах.
Поручить Верховному суду Республики Узбекистан, Высшему судейскому совету, Генеральной прокуратуре, Министерству внутренних дел, Министерству юстиции совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами обеспечение своевременного исполнения поставленных задач в данном направлении, в том числе разработку новой редакции систематизированного закона «О судах», проектов законов, регулирующих деятельность органов судейского сообщества, а также предусматривающих внесение изменений и дополнений в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы Республики Узбекистан и Кодекс об административной ответственности, направленных на усиление гарантий прав граждан и субъектов предпринимательства.
4. Согласиться с предложениями палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, Кабинета Министров и Национального центра по правам человека, с учетом пожеланий широкой общественности и рекомендаций международного экспертного сообщества, предусматривающими:
внедрение с 1 апреля 2020 года порядка, согласно которому не требуется наличие постоянной прописки в городе Ташкенте и Ташкентской области для граждан Республики Узбекистан при приобретении недвижимого имущества в данных регионах;
отмену отдельной ставки государственной пошлины за удостоверение договоров купли-продажи недвижимого имущества в новостройках города Ташкента и Ташкентской области для граждан Республики Узбекистан, постоянно проживающих в Республике Узбекистан и имеющих постоянную прописку в других регионах республики.
Кабинету Министров Республики Узбекистан:
а) в срок до 1 апреля 2020 года обеспечить внесение в законодательство изменений и дополнений, вытекающих из настоящего пункта, в том числе предусмотрев:
требования по соблюдению положений Жилищного кодекса Республики Узбекистан о социальной норме жилой площади на одного человека при постоянной прописке;
обеспечение цифровизации механизмов, связанных с пропиской, а также их осуществление на основе принципа «единого окна»;
организацию обучения по направлениям высшего образования, востребованным в регионах, в том числе открытие филиалов ведущих высших образовательных учреждений, расположенных в городе Ташкенте;
б) предусмотреть при разработке Концепции развития урбанизации в Республике Узбекистан до 2030 года определение крупных городов, обладающих природным и социально-экономическим потенциалом, с целью создания для населения республики дополнительных, наряду с городом Ташкентом, «центров притяжения».
5. В сфере развития экономики и активного привлечения инвестиций:
отменить с 2020 года практику установления государством плана производства и обязательной продажи хлопка, его цены, снизить на 25 процентов объем обязательной продажи зерна государству;
наладить в 2020 году эффективный порядок выплаты налогоплательщикам за счет бюджета процентов в размере основной ставки Центрального банка на сумму, излишне уплаченную налогоплательщиками, в случае ее невозвращения в установленный срок, а также возврата части налога на добавленную стоимость при реализации продукции на внутреннем рынке;
сократить в 2020 году количество лицензий и иных документов разрешительного характера не менее чем в два раза;
приступить с 1 июня 2020 года к реализации «дорожных карт» по трансформации банков с государственной долей, в том числе принять меры по повышению качества банковских услуг, оказываемых населению и хозяйствующим субъектам, а также расширению видов современных розничных банковских услуг;
создать до 1 июня 2020 года Экспортно-кредитное агентство по предэкспортному финансированию;
принять практические меры по своевременной и полной реализации проекта «цифровая маркировка и онлайн-касса», а также разработке и внедрению электронной системы учета товаров «Э-омбор»;
внедрить с 1 июня 2020 года механизмы возмещения государством части расходов по экспорту грузов автомобильным и воздушным транспортом местным экспортерам, а также выплаты компенсации части расходов предпринимателей по созданию инфраструктуры;
создать в 2020 году не менее 800 тысяч широкополосных Интернет-портов и проложить 12 тысяч километров оптико-волоконных линий связи;
Поручить Кабинету Министров Республики Узбекистан, Центральному банку, Счетной палате, Торгово-промышленной палате совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами обеспечение своевременного выполнения поставленных задач в данном направлении, в том числе разработку проектов законов «О государственном финансовом контроле», «О государственном долге» и «Об официальной статистике», стратегий развития автомобильных дорог и повышения доступности финансовых услуг, концепций по регулированию внешнеэкономической деятельности и развитию водного хозяйства, Программы практических мер по широкому внедрению цифровых технологий в сельском хозяйстве.
6. Кабинету Министров Республики Узбекистан:
в двухмесячный срок утвердить «Дорожную карту» по организации в каждом регионе курсов обучения предпринимательству, а также порядок выделения грантов за самый передовой проект выпускникам данных курсов;
создать на базе 30 колледжей, переданных в ведение Министерства занятости и трудовых отношений, а также в каждом районе города Ташкента не менее одного моноцентра «Ишга мархамат» и центра профессиональной подготовки с обеспечением, в первую очередь, обучения в них безработных и членов бедных семей основам предпринимательства и профессиям.
Обеспечить поэтапное создание аналогичных моноцентров и центров профессиональной подготовки также в районах и городах Республики Каракалпакстан и областей.
7. Агентству по развитию малого бизнеса при Министерстве экономики и промышленности, Министерству по поддержке махалли и семьи, Министерству высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан и Торгово-промышленной палате совместно с Союзом молодежи Узбекистана, Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и города Ташкента принять меры по организации курсов обучения для одиноких и многодетных женщин, безработных и молодежи, изъявивших желание пройти обучение по востребованным в повседневной жизни профессиям, в частности швейному делу, кулинарии, парикмахерскому делу, и по другим направлениям.
Министерству по поддержке махалли и семьи совместно с Министерством занятости и трудовых отношений в месячный срок разработать «Программу обучения профессиям в гузарах махаллей», сформировав список соискателей.
Установить, что средства для таких представителей нуждающихся в социальной защите слоев населения, как одинокие и многодетные женщины, безработные и молодежь, обученных на курсах профессионального обучения, выделяются за счет Государственного фонда содействия занятости в порядке, определенном Кабинетом Министров.
8. Председателю Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимам областей, города Ташкента, районов (городов) совместно с Министерством финансов, Министерством занятости и трудовых отношений:
наладить систему выделения грантов на передовые предпринимательские проекты за счет бюджетных средств;
до 1 мая 2020 года разработать порядок проведения в каждом регионе не менее одного конкурса на тему «Лучшая учебная программа по профессиональной подготовке» среди негосударственных организаций с выделением победителям конкурса грантов из Государственного фонда содействия занятости для организации своего дела.
9. Совету Министров Республики Каракалпакстан и хокимиятам областей совместно с Министерством экономики и промышленности в двухмесячный срок определить пустующие земельные площади несельскохозяйственного назначения вблизи густонаселенных регионов с хорошо развитым предпринимательством, принять меры по разработке проектной документации для создания на них малых промышленных зон, а также обеспечению их инфраструктурой.
Установить, что:
дирекциям по управлению малыми промышленными зонами выделяется 100 миллиардов сумов из средств Государственного бюджета Республики Узбекистан для обеспечения создаваемых новых малых промышленных зон всей необходимой инфраструктурой;
земельные участки создаваемых новых малых промышленных зон приватизируются предпринимателями в порядке, устанавливаемом Кабинетом Министров Республики Узбекистан, а средства, поступившие от приватизации, расходуются дирекциями по управлению малыми промышленными зонами на строительство новых малых промышленных зон.
10. Фонду поддержки фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель совместно с Министерством по поддержке махалли и семьи, Советом Министров Республики Каракалпакстан и хокимиятами областей в месячный срок сформировать в каждом районе список лиц, желающих заниматься дехканством, распределить претендентам земли, выведенные из сельскохозяйственного оборота, с закреплением их за кооперациями. При этом предоставить данным лицам льготы, предусмотренные законодательством и принять все меры для возврата земель в сельскохозяйственный оборот.
11. Агентству по развитию малого бизнеса при Министерстве экономики и промышленности, Министерству по развитию информационных технологий и коммуникаций в двухмесячный срок объявить конкурсы на создание интерактивных мобильных приложений сервисного обслуживания бизнеса, а также граждан, изъявивших желание заниматься предпринимательством и быть самозанятыми с налаживанием системы выделения грантов на лучшие проекты.
 
См. предыдущую редакцию.
 
12. Министерству экономики и промышленности Республики Узбекистан совместно с Министерством финансов, Министерством занятости и трудовых отношений, Министерством инвестиций и внешней торговли, иными заинтересованными ведомствами с привлечением Всемирного банка, Программы развития Организации Объединенных Наций и других международных организаций в срок до 1 октября 2020 года разработать и внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан проект Программы сокращения бедности, предусматривающий:
(абзац первый пункта 12 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 26 марта 2020 года № УП-5975 — Национальная база данных законодательства, 27.03.2020 г., № 06/20/5975/0377)
разработку методологии и критериев определения понятия бедности исходя из региональных особенностей;
реализацию комплекса мер по формированию у населения, особенно среди молодежи и женщин, современных навыков ведения бизнеса и предпринимательства;
внедрение эффективных механизмов поддержки предпринимательских инициатив, способствующих прежде всего решению социальных проблем на местах;
создание условий для широкого доступа субъектов предпринимательства к финансовым ресурсам, в том числе услугам микрофинансирования и государственным закупкам;
реализацию масштабных программ по переподготовке незанятого населения и обучению безработных граждан широко востребованным профессиям.
13. Определить, что с 1 июня 2020 года при выдаче субъектам предпринимательства лицензий и иных документов разрешительного характера не допускается отказ по причине несоответствия профессиональной квалификации кадров, предоставленной документации и программ установленным законодательством требованиям, зданий и помещений — санитарно-эпидемиологическим требованиям и требованиям пожарной безопасности.
В данном случае, уполномоченные государственные органы обязаны оказать содействие субъектам предпринимательства в поиске квалифицированных кадров, привлечении специалистов для доработки документации и программ, а также создании иных необходимых условий для получения лицензий и иных документов разрешительного характера, за исключением случаев отказа соискателя от предложенного содействия.
Министерству юстиции Республики Узбекистан в трехмесячный срок внести предложения по внедрению порядка, установленного настоящим пунктом.
14. Министерству транспорта совместно с Министерством юстиции в трехмесячный срок с учетом внедрения современных методов мониторинга и контроля за деятельностью перевозчиков в единой интерактивной информационной системе «UzTrans» внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения по:
осуществлению городских, пригородных, междугородных и международных перевозок грузов автомобильным транспортом путем внедрения уведомительного порядка начала осуществления грузовых перевозок и онлайн-регистрации автотранспортного средства, осуществляющего международные грузоперевозки;
предоставлению физическим лицам права заниматься городской, пригородной и междугородной перевозкой пассажиров автомобильным транспортом.
15. В сфере социального развития:
обеспечить до конца 2020 года доведение уровня охвата дошкольным образованием до 60 процентов с внедрением системы подготовки детей в возрасте 6 лет к школе;
оптимизировать с 2020/2021 учебного года нагрузку преподавателей общеобразовательных школ, а также в два раза сократить количество предметов в высших образовательных учреждениях, не связанных с основной специализацией;
увеличить поэтапно с 2020/2021 учебного года в два раза параметры государственного заказа по приему на учебу в высшие образовательные учреждения Республики Узбекистан на основе государственного гранта;
принять в 2020 году меры по трансформации в сотрудничестве с престижными зарубежными высшими образовательными учреждениями 5 высших образовательных учреждений, отобранных на конкурсной основе;
принять в 2020 году меры по активизации фундаментальных и прикладных исследований в таких направлениях, как математика, химия, биология и геология, а также созданию всех необходимых условий для ученых;
кардинально пересмотреть до 1 сентября 2020 года механизм выделения целевых грантовых средств для фундаментальных и инновационных исследований с целью обеспечения активной интеграции научной сферы с производством;
завершить в 2020 году подготовку к внедрению системы обязательного медицинского страхования с запуском в следующем году данной системы, в порядке эксперимента, в Сырдарьинской области;
увеличить в 2020 году в 1,3 раза по сравнению с прошлым годом обеспеченность государственных медицинских организаций и населения лекарственными средствами и медицинскими изделиями.
Поручить Кабинету Министров Республики Узбекистан совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами обеспечение своевременного исполнения поставленных задач в данном направлении, а также разработку новой редакции Жилищного кодекса, проекта Экологического кодекса, проектов законов «Об услугах водоснабжения и канализации» и «О кинематографии», Государственной программы по обеспечению занятости населения и созданию новых рабочих мест, Национальной программы разв