- I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Мониторинг – процесс систематического сбора и обработки информации касательно целевого и эффективного использования средств Фонда, финансируемых им проектов и программ, в том числе направленных на укрепление финансовой самостоятельности и устойчивости ННО и других институтов гражданского общества.
Государственный грант – это денежные средства и материальные ресурсы, предоставляемые за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан негосударственным некоммерческим организациям на конкурсной основе для реализации проектов, направленных на достижение общественно полезных целей.
Государственный социальный заказ – негосударственным некоммерческим организациям представляет собой государственное задание на выполнение работ или проведение мероприятий для реализации социально значимых проектов путем заключения договора между государственным органом и негосударственной некоммерческой организацией.
Акт мониторинга – документ, подготавливаемый по итогам изучения и заверенный обеими сторонами мониторинга.
Мониторинг, проводимый Парламентской комиссией, осуществляется для обеспечения реализации проектов в рамках выделенных государственных грантов, государственных субсидий и государственных социальных заказов и их целевого использования.
Мониторинг средств, выделяемых из Фонда, предусматривает предварительный, текущий и последующий мониторинг.
Предварительный мониторинг осуществляется Рабочей группой по определению социально значимых проектов и социальных заказов. Текущий и последующий мониторинг осуществляется с момента принятия решения Парламентской комиссией о финансировании из средств Фонда.
Для проведения текущего и последующего мониторинга Парламентской комиссией утверждается персональный состав Информационно-аналитических сводных групп в регионах страны (далее сводные группы).
Состав сводных групп формируется из числа представителей следующих организаций, министерств и ведомств республики:
- членов Парламентской комиссии (с возложением функций руководителей сводных групп);
- Министерства юстиции Республики Узбекистан, Министерства юстиции Республики Каракалпакстан, Управления юстиции г.Ташкента, областных управлений юстиции Министерства юстиции Республики Узбекистан (с возложением функций координатора мониторинга, согласно ПП-1602 от 23.08.2011 г.);
- Министерства финансов Республики Узбекистан, Министерства финансов Республики Каракалпакстан, Главного финансового управления г.Ташкента, областных финансовых управлений Министерства финансов Республики Узбекистан;
- Независимого института по мониторингу формирования гражданского общества (НИМФОГО), региональных отделений НИМФОГО;
- Экологического движения Узбекистана;
- Национальной Ассоциации негосударственных некоммерческих организаций Узбекистана и её членов Совета.
Состав сводных групп в регионах утверждается Парламентской комиссией согласно Типовому составу Информационно-аналитических сводных групп в регионах страны по изучению целевого использования денежных средств и определения эффективности реализации проектов, профинансированных Общественным Фондом при Олий Мажлисе Республики Узбекистан (Приложение 1).
- II. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ СВОДНЫХ ГРУПП
2.1. Основными функциями сводных групп является:
- осуществление мониторинга – специально организованное систематическое изучение реализации государственных грантов, государственных субсидий, государственных социальных заказов, целевого использования государственных бюджетных средств, выделенных Фондом, с целью получения анализа и оценки деятельности организации;
- выработка рекомендательных предложений заинтересованным сторонам по устранению выявленных недостатков.
Члены сводных групп вправе осуществлять мониторинг мероприятий, проводимых получателями финансовых средств Фонда в рамках реализации проекта.
2.2. Члены Парламентской комиссии осуществляют функции руководителя Информационно-аналитических сводных групп.
В функции руководителя Информационно-аналитических сводных групп входят:
- организация мониторинга на местах;
- разработка и принятие планов по реализации мониторинга;
- создание условий для предварительного (не менее чем за 1 неделю до начала мониторинга) информирования представителей ННО и других институтов гражданского общества о проведении мониторинга по их проекту;
- обеспечение прозрачности процесса мониторинга путем информирования широкой общественности через СМИ о ходе и итогах мониторинга;
- подготовка отчета сводной группы о проделанной работе в ходе мониторинга.
Руководитель Информационно-аналитических сводных групп несет ответственность за работу групп, а также за своевременность и качественность подготавливаемых по итогам мониторинга материалов.
2.3. Министерство юстиции Республики Узбекистан, Министерство юстиции Республики Каракалпакстан, Управления юстиции г.Ташкента, областные управления юстиции Министерства юстиции Республики Узбекистан осуществляет функцию координатора мониторинга.
В функции координатора мониторинга входят:
- проведение анализа отчетов о деятельности ННО в рамках реализации проекта, в том числе об использовании средств, выделенных Общественным фондом;
- принятие мер по обеспечению рационального и целевого использования средств, выделенных Общественным фондом;
- подготовка акта мониторинга по соответствию деятельности ННО в рамках реализации проекта законодательству Республики Узбекистан;
- подготовка акта мониторинга по соответствию проекта уставным целям и задачам ННО, а также учредительным документам организации;
- выработка рекомендаций и осуществление мер, направленных на правовое обеспечение всемерного развития институтов гражданского общества, их активного участия в защите прав и интересов различных слоев населения, демократическом обновлении и модернизации страны;
- обобщение актов мониторинга, подготовленных Министерством юстиции Республики Узбекистан и его территориальными управлениями, а также Министерством финансов Республики Узбекистан и его территориальными управлениями;
- подготовка сводного акта по выявленным в ходе мониторинга недостаткам;
- подготовка отчета сводной группы о проделанной работе в ходе мониторинга.
Копия акта мониторинга, подготовленный Министерством юстиции Республики Узбекистан и его территориальными управлениями, предоставляется в НИМФОГО и его соответствующие региональные отделения.
Сводный акт по выявленным в ходе мониторинга недостаткам, подготовленный Министерством юстиции Республики Узбекистан, вносится на рассмотрение в Парламентскую комиссию.
2.4. В функции Министерства финансов Республики Узбекистан, Министерства финансов Республики Каракалпакстан, Главного финансового управления г.Ташкента, областных финансовых управлений Министерства финансов Республики Узбекистан входят:
- оказание содействия в проведении мониторинга на местах;
- проведение анализа финансовых отчетов об использовании средств, выделенных для реализации проекта ННО Общественным фондом;
- подготовка акта мониторинга по рациональному и целевому использованию средств, выделенных Общественным фондом;
- проведение сверки первичных бухгалтерских документов по проекту ННО с банковскими платежами;
- определение соответствия затрат, произведенных ННО в рамках реализации проектов, с реальными ценовыми показателями;
- выявление наличия договоров, подписанных между ННО и физическими или юридическими лицами по приобретению товаров и оказанию услуг в рамках реализации проекта, акта выполненных работ, а также счет-фактуры, накладных и доверенностей/корешок доверенности;
- выявление наличия юридического заключения по приобретению товаров, стоимость которых превышает 200 минимальных заработных плат;
- проведение инвентаризации оборудования, приобретенного за счет средств, выделенных Фондом;
- анализ правильности отчисления налогов и сборов в установленном законодательством Республики Узбекистан порядке;
- выявление остатков выделенных Фондом средств по итогам реализации проекта;
- выработка рекомендаций и предложений по своевременному предотвращению финансовых нарушений ННО в рамках реализации проекта.
Акт мониторинга, подготовленный Министерством финансов Республики Узбекистан и его территориальными управлениями, предоставляется в Министерство юстиции Республики Узбекистан.
Копия акта мониторинга, подготовленного Министерством финансов Республики Узбекистан и его территориальными управлениями, предоставляется в НИМФОГО и его соответствующие региональные отделения.
2.5. В функции Независимого института по мониторингу формирования гражданского общества и его региональных отделений входят:
- оказание содействия в проведении мониторинга на местах;
- проведение анализа эффективности проектов, реализуемых за счет средств Фонда;
- выявление соответствия мероприятий, проведенных в рамках реализации проекта, заявленному календарному плану;
- изучение качества подбора кадров при реализации проекта (в том числе учтены ли компетентность, навыки, практика и т.д. участников, привлеченных к реализации проекта);
- изучение заинтересованности широкой общественности в реализации данного проекта (в том числе госструктур, СМИ, ОСГ, международных организаций, других институтов гражданского общества);
- обобщение рекомендаций и предложений, предоставленных Министерством юстиции Республики Узбекистан и его территориальными управлениями, а также Министерством финансов Республики Узбекистан и его территориальными управлениями, по своевременному предотвращению нарушений ННО в рамках реализации проекта;
- подготовка ежегодного аналитического доклада по итогам мониторинга (в разрезе регионов и на республиканском уровне).
Ежегодный аналитический доклад по итогам мониторинга, подготовленный НИМФОГО, предоставляется на обсуждение в Парламентскую комиссию.
2.6. В функции Экологического движения Узбекистана входит участие в проведении мониторинга проектов, реализуемых в сфере экологии и здравоохранения, а также выработка предложений по повышению эффективности реализуемых проектов в данном направлении.
По результатам мониторинга Экологическое движение Узбекистана предоставляет в Министерство юстиции Республики Узбекистан и НИМФОГО отчет о своей деятельности в рамках мониторинга с указанием выявленных негативных моментов, препятствующих эффективной реализации экологических проектов на местах, а также предложений по их дальнейшему предотвращению.
2.7. Национальная Ассоциация негосударственных некоммерческих организаций Узбекистана и члены её Совета принимают участие в мониторинге проектов, реализуемых членами Ассоциации в целях оказания консультативной поддержки и правовой защиты членов НАННОУз, а также обеспечения открытости, прозрачности и демократичности процесса мониторинга.
По результатам мониторинга НАННОУз предоставляет в Министерство юстиции Республики Узбекистан и НИМФОГО отчет о своей деятельности в рамках мониторинга с указанием выявленных негативных моментов, препятствующих эффективной реализации социально значимых проектов на местах, а также предложений по их дальнейшему предотвращению.
III. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО МОНИТОРИНГУ
3.1. Предварительный мониторинг
Предварительный мониторинг осуществляется на стадии приема заявок от ННО и других институтов гражданского общества (далее – ННО) на получение средств из Фонда.
Предварительный мониторинг осуществляется согласно «Положения о Рабочей группе по определению социально значимых проектов и социальных заказов Парламентской комиссии по управлению средствами Общественного Фонда по поддержке негосударственных некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества при Олий Мажлисе Республики Узбекистан».
3.2. Текущий мониторинг
Текущий мониторинг осуществляется с момента принятия решения Парламентской комиссии о выделении средств из Фонда до момента завершения сроков использования средств.
Текущий мониторинг осуществляется информационно-аналитическими сводными группами путем содействия на местах в эффективной реализации заявленных мероприятий в проекте.
В частности:
- в решении вопросов, связанных с организацией и проведением мероприятий;
- в установлении необходимых контактов с государственными органами;
- предоставление необходимой информации для реализации проекта в той сфере, в которой он реализуется;
- обеспечение участие ННО - получателей средств государственной поддержки – на мероприятиях, проводимых членами сводных групп;
- оказание консультативной помощи по финансовым и правовым вопросам, связанным с целевым расходованием средств Фонда;
- в решении других организационно-технических вопросов, связанных с реализацией проектов.
3.3. Последующий мониторинг
Предметом последующего мониторинга является определение целевого и эффективного использования средств.
Группы мониторинга изучают на местах реализацию проектов на предмет:
- правового и содержательного соответствия мероприятий, проводимых в рамках проекта, утвержденному календарному плану (с указанием изменений при реализации проекта и их причин);
- соответствия реализованных задач заявленным изначально в проекте (оценка актуальности, качества их выполнения и деятельности участников проекта);
- результативности и социальной значимости проекта (оценка эффективности проекта со стороны целевых групп, местных органов власти, реакция в СМИ);
- последующей продолжительности проекта (созданы ли основы для дальнейшего функционирования проекта);
- экономической эффективности проекта (затраты на одного слушателя семинара, изготовление одной брошюры, и т.п.);
- несовершенства проекта и обстоятельства, послужившие тому причиной;
- финансовой дисциплинированности получателей средств Фонда (анализ финансовой документации).
Кроме того, по поручению Парламентской комиссии может быть проведен анализ отдельных вопросов или аудиторская проверка расходования выделенных Фондом средств.
По результатам изучения руководители информационно-аналитических сводных групп на местах представляют в Министерство юстиции Республики Узбекистан не позднее 15 числа последнего месяца каждого квартала отчет сводной группы о проделанной работе в ходе мониторинга, состоящий из титульного листа, основной части и приложений.
Титульный лист отражает информацию о:
- названии ННО, получившей средства Фонда;
- виде господдержки (грант, субсидия, социальный заказ);
- наименовании проекта, предоставленного для получения средств Фонда;
- дате принятия решения о выделении средств из Фонда;
- номере договора и сумме выделенных средств;
- периоде реализации проекта;
- причине и дате изучения;
- членах информационно-аналитической сводной группы.
В основной части отчета отражается:
- соответствие проведенных мероприятий предусмотренным в проекте мероприятиям и утвержденному календарному плану;
- количественно-качественная оценка участников, реализующих проект (компетентность, навыки, практика и т.д.);
- критерии, применяемые для оценки своей деятельности участниками проекта (в том числе полнота, объективность и достоверность);
- соответствие целевой аудитории проекта, получившей пользу от его реализации, заявленной ранее;
- оценка уровня поддержки проекта со стороны широкой общественности (в том числе госструктур, СМИ, ОСГ, международных организаций, других институтов гражданского общества);
- результаты, полученные в ходе реализации проекта;
- обоснованность стоимости проведенных мероприятий в рамках проекта (затраты на одного слушателя семинара или выпуск одного бюллетеня и др.);
- недостатки проекта и трудности, возникшие в ходе его выполнения;
- соблюдение сметно-штатной дисциплины, наличие учета и отчетности по средствам Фонда;
- фактическое наличие оборудования и других материальных ценностей, приобретенных за счет средств Фонда;
- рекомендации по дальнейшему улучшению реализации аналогичных проектов.
К отчету сводной группы о проделанной работе в ходе мониторинга прилагаются отчеты и акты, подготовленные членами информационно-аналитических групп. В приложении также могут быть отражены мнения участников мероприятий, проведенных в рамках проекта или тех лиц, кто получил (получает) непосредственную пользу от проекта, отзывы в прессе, а также другая важная информация.
Министерство юстиции Республики Узбекистан не позднее 25 числа последнего месяца каждого квартала представляет на заседание Парламентской комиссии отчет о ходе выполнения данного Положения.
- IV. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПОЛУЧАТЕЛЕЙ СРЕДСТВ ФОНДА
Получатель средств государственной поддержки из Фонда обязан в установленные Парламентской комиссией сроки и форме представить в Фонд аналитический и финансовый отчеты, а также обеспечить учет и сохранность основных средств, приобретаемых на средства Фонда, и их целевое использование.
Руководители ННО, получившие средства из Фонда, несут ответственность в установленном законом порядке за их нецелевое использование.
- V. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
По итогам года НИМФОГО представляет в Парламентскую комиссию информационно-аналитический отчет о проделанной работе в рамках осуществления мониторинга за целевым использованием средств Общественного Фонда.
Приложение 1
ТИПОВОЙ СОСТАВ
Информационно-аналитических сводных групп в регионах страны по изучению целевого использования денежных средств и определения эффективности реализации проектов, профинансированных Общественным Фондом при Олий Мажлисе Республики Узбекистан
№ |
Ф.И.О. |
Организация и занимаемая должность |
Республика Узбекистан |
||
1. |
|
- член Парламентской комиссии, руководитель сводных групп |
2. |
|
- член Парламентской комиссии, заместитель министра юстиции Республики Узбекистан, ответственный организатор мониторинга |
3. |
|
- член Парламентской комиссии, заместитель министра финансов Республики Узбекистан |
4. |
|
- заместитель директора НИМФОГО, координатор сводно-аналитических работ по результатам мониторинга |
5. |
|
-представитель Общественного Фонда при Олий Мажлисе Республики Узбекистан |
6. |
|
- представитель Экологического движения Узбекистана |
7. |
|
- член Совета Национальной Ассоциации негосударственных некоммерческих организаций Узбекистана |
Республика Каракалпакстан |
||
8. |
|
- член Парламентской комиссии, руководитель сводных групп |
9. |
|
- заместитель министра юстиции Республики Каракалпакстан, ответственный организатор мониторинга |
10. |
|
- заместитель министра финансов Республики Каракалпакстан |
11. |
|
- руководитель регионального отделения НИМФОГО, координатор сводно-аналитических работ по результатам мониторинга |
12. |
|
- представитель Экологического движения Узбекистана |
13. |
|
- член Совета Национальной Ассоциации негосударственных некоммерческих организаций Узбекистана |
Области, город Ташкент |
||
14. |
|
- член Парламентской комиссии, руководитель сводных групп |
15. |
|
- начальник Управления юстиции области, г.Ташкента |
16. |
|
- руководитель регионального отделения НИМФОГО, координатор сводно-аналитических работ по результатам мониторинга |
17. |
|
- представитель Экологического движения Узбекистана |
18. |
|
- член Совета Национальной Ассоциации негосударственных некоммерческих организаций Узбекистана |
Примечание: При переходе членов Информационно-аналитических сводных групп на другую работу в ее состав включаются лица, вновь назначенные на эти должности, либо лица, на которых возложено выполнение соответствующих обязанностей.