ЗАКОН

Республики Узбекистан

 Об общественном контроле

 

 

Статья 1. Цель настоящего Закона

 

Целью настоящего Закона является регулирование отношений, связанных
с реализацией гражданами Республики Узбекистан гарантированного Конституцией Республики Узбекистан права на участие в управлении делами общества и государства, посредством осуществления общественного контроля над деятельностью государственных органов (далее – общественный контроль).

 

Статья 2. Законодательство об общественном контроле

 

Законодательство об общественном контроле состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства.

Законодательством могут быть установлены особенности осуществления общественного контроля профессиональными союзами.

Осуществление общественного контроля в сфере подготовки и проведения референдумов, выборов, а также обороны, общественной безопасности
и правопорядка, оперативно-розыскной деятельности, дознания, предварительного следствия, судебного процесса, исполнения наказаний регламентируется отдельными актами законодательства.

 

Статья 3. Субъекты общественного контроля

 

Субъектами общественного контроля являются граждане Республики Узбекистан (далее – граждане), органы самоуправления граждан, а также негосударственные некоммерческие организации, средства массовой информации, зарегистрированные в установленном законодательством порядке.

Общественный контроль может осуществляться общественными советами, комиссиями и другими организационными формами проведения общественного контроля в случаях, предусмотренных законодательством.

 

Статья 4. Объект общественного контроля

 

Объектом общественного контроля является деятельность государственных органов, в том числе правоохранительных и контролирующих структур, и их должностных лиц по:

учету общественных интересов, общественного мнения в принимаемых нормативно-правовых актах, решениях, а также в государственных, отраслевых
и региональных программах развития;

обеспечению исполнения требований законодательства в сфере защиты прав и законных интересов граждан, юридических лиц, интересов общества;

эффективному выполнению возложенных на них задач и функций, затрагивающих социальные и общественные интересы;

эффективному и качественному оказанию государственных услуг;

реализации соглашений, договоров, проектов и программ, осуществляемых в рамках социального партнерства.

 

Статья 5. Основные принципы общественного контроля

 

Основными принципами общественного контроля являются:

приоритет прав, свобод и законных интересов граждан;

добровольность участия в осуществлении общественного контроля;

публичность и открытость осуществления общественного контроля;

законность деятельности субъектов общественного контроля;

объективность и беспристрастность субъектов общественного контроля, достоверность результатов общественного контроля;

недопустимость необоснованного вмешательства субъектов общественного контроля в деятельность государственных органов и оказания неправомерного воздействия на указанные органы.

 

Статья 6. Формы общественного контроля

 

Формами общественного контроля являются:

обращения и запросы в государственные органы;

участие на открытых коллегиальных заседаниях государственных органов;

общественное обсуждение;

общественное слушание;

общественный мониторинг;

общественная экспертиза;

изучение общественного мнения;

заслушивание органами самоуправления граждан отчетов органов исполнительной власти, других организаций и учреждений.

Общественный контроль может осуществляться и в иных формах
в соответствии с законодательством.

 

Статья 7. Обращения и запросы в государственные органы

 

Субъекты общественного контроля вправе обращаться в государственные органы с заявлениями, жалобами и предложениями, а также направлять им запросы в порядке, установленном законодательством.

Обращения и запросы субъектов общественного контроля рассматриваются государственными органами в порядке, установленном законодательством.

Право субъектов общественного контроля на информацию может быть ограничено в случае, если указанная информация отнесена в установленном законом порядке к персональным данным либо сведениям, составляющим государственные секреты или иную охраняемую законом тайну.

 

Статья 8. Участие на открытых коллегиальных заседаниях государственных органов

 

Субъекты общественного контроля имеют право участвовать на открытых коллегиальных заседаниях государственных органов в порядке, установленном законодательством.

Государственные органы в установленном порядке создают условия
для участия субъектов общественного контроля на их открытых коллегиальных заседаниях.

 

Статья 9. Общественное обсуждение

 

Общественным обсуждением является публичное обсуждение общественно значимых вопросов, а также проектов нормативно-правовых актов, иных решений государственных органов.

Общественное обсуждение могут проводить негосударственные некоммерческие организации, органы самоуправления граждан и средства массовой информации.

Общественное обсуждение может проводиться с участием представителей различных социальных групп, в том числе лиц, права и законные интересы которых затрагивает или может затронуть обсуждаемый вопрос.

Общественное обсуждение проводится публично и открыто. Участники общественного обсуждения вправе свободно высказывать свое мнение и вносить предложения по вопросам, вынесенным на общественное обсуждение. Общественное обсуждение может проводиться также через средства массовой информации.

Организатор общественного обсуждения заблаговременно обнародует информацию о вопросах, выносимых на общественное обсуждение, сроке, порядке его проведения и определения его результатов. При этом организатор обеспечивает всем участникам общественного обсуждения свободный доступ к имеющимся в его распоряжении материалам, касающимся вопросов, выносимых
на общественное обсуждение.

 

Статья 10. Общественное слушание

 

Общественным слушанием является собрание, организуемое для обсуждения вопросов, касающихся деятельности государственных органов, их должностных лиц и имеющих общественную значимость либо затрагивающих права и законные интересы граждан, юридических лиц, интересы общества.

Общественное слушание могут проводить негосударственные некоммерческие организации, органы самоуправления граждан и средства массовой информации.

Общественное слушание может проводиться с участием представителей различных социальных групп, в том числе лиц, права и законные интересы которых затрагивает или может затронуть обсуждаемый вопрос.

Общественное слушание проводится публично и открыто. Участники общественного слушания вправе свободно высказывать свое мнение и вносить предложения по вопросам, вынесенным на общественное слушание.

Организатор общественного слушания заблаговременно обнародует информацию о вопросах, выносимых на общественное слушание, сроке, порядке его проведения и определения его результатов. При этом организатор обеспечивает всем участникам общественного слушания свободный доступ к имеющимся в его распоряжении материалам, касающимся вопросов, выносимых
на общественное слушание.

 

Статья 11. Общественный мониторинг

 

Общественным мониторингом является наблюдение за деятельностью государственных органов, включающее сбор, обобщение, систематизацию
и анализ информации, представляющей общественный интерес.

Общественный мониторинг могут проводить негосударственные некоммерческие организации, органы самоуправления граждан и другие субъекты общественного контроля в случаях, предусмотренных законодательством.

Общественный мониторинг проводится публично и открыто, в том числе
с использованием информационно-коммуникационных технологий.

Организатор общественного мониторинга заблаговременно обнародует информацию об объекте общественного мониторинга, сроке, порядке его проведения и определения его результатов.

 

Статья 12. Общественная экспертиза

 

Общественной экспертизой является исследование и оценка проектов нормативно-правовых актов и иных решений государственных органов
на предмет их соответствия правам и законным интересам граждан, юридических лиц, интересам общества.

Общественную экспертизу могут проводить негосударственные некоммерческие организации, органы самоуправления граждан и средства массовой информации в случаях, предусмотренных законодательством.

 

Статья 13. Изучение общественного мнения

 

Изучением общественного мнения является сбор, обобщение, обработка
и анализ информации с целью оценки мнения различных социальных групп
о проектах нормативно-правовых актов, деятельности государственных органов
по соблюдению ими требований законодательства, обеспечению прав и законных интересов граждан, юридических лиц, интересов общества.

Изучение общественного мнения могут проводить негосударственные некоммерческие организации, органы самоуправления граждан и средства массовой информации в соответствии с законодательством.

 

Статья 14. Заслушивание органами самоуправления граждан
отчетов органов исполнительной власти,
других организаций и учреждений

 

Сход граждан поселка, кишлака, аула и махалли в соответствии
с законодательством заслушивает отчеты:

руководителей органов исполнительной власти Республики Каракалпакстан, областей, города Ташкента, районов и городов по вопросам, входящим в сферу деятельности сходов граждан;

инспекторов по профилактике органов внутренних дел, руководителей образовательных учреждений, сельских врачебных пунктов и семейных поликлиник;

руководителей организаций, расположенных на соответствующей территории, по вопросам охраны окружающей среды, санитарного состояния, благоустройства и озеленения территории.

 

Статья 15. Права и обязанности субъектов общественного контроля

 

Субъекты общественного контроля вправе:

инициировать, организовывать мероприятия, проводимые при осуществлении общественного контроля, а также участвовать в них;

запрашивать в соответствии с законодательством у государственных органов необходимую информацию для осуществления общественного контроля;

подготавливать по результатам общественного контроля предложения
и рекомендации и направлять их на рассмотрение в соответствующие государственные органы;

в случае выявления фактов нарушения прав и законных интересов граждан, юридических лиц, интересов общества направлять материалы в правоохранительные органы;

обжаловать незаконные решения государственных органов, действия (бездействие) их должностных лиц вышестоящему в порядке подчиненности
органу или должностному лицу либо в суд в порядке, установленном законом;

обнародовать результаты общественного контроля.

Субъекты общественного контроля могут иметь и иные права в  соответствии с законодательством.

Субъекты общественного контроля обязаны:

соблюдать требования законодательства об общественном контроле;

соблюдать установленные законами ограничения, связанные с деятельностью государственных органов;

не вмешиваться в деятельность государственных органов, их должностных лиц, осуществляемую в пределах их полномочий;

не создавать препятствий для функционирования государственных органов, а также деятельности их должностных лиц;

соблюдать конфиденциальность полученной в ходе осуществления общественного контроля информации, если ее распространение ограничено законодательством.

Субъекты общественного контроля могут нести и иные обязанности
в соответствии с законодательством.

 

Статья 16. Права и обязанности государственных органов
в области общественного контроля

 

Государственные органы вправе:

получать от субъектов общественного контроля информацию
об осуществлении общественного контроля и о его результатах;

направлять субъектам общественного контроля обоснованные возражения
на предложения и рекомендации, содержащиеся в итоговых документах, подготовленных по результатам общественного контроля;

размещать информацию по вопросам общественного контроля за осуществляемой ими деятельностью на своих официальных веб-сайтах, а также
в средствах массовой информации;

инициировать проведение общественного контроля.

Государственные органы могут иметь и иные права в соответствии
с законодательством.

Государственные органы обязаны:

предоставлять субъектам общественного контроля в случаях и порядке, установленных законодательством, информацию о своей деятельности, представляющей общественный интерес;

рассматривать направленные им обращения и запросы субъектов общественного контроля в порядке и сроки, установленные законодательством, предоставлять ответы на обращения и запрашиваемую информацию, за исключением сведений, составляющих государственные секреты или иную охраняемую законом тайну либо передача которых может создать угрозу общественному порядку и жизни граждан;

рассматривать направленные субъектами общественного контроля предложения и рекомендации, а также итоговые документы и материалы.

Государственные органы могут нести и иные обязанности в соответствии
с законодательством.

 

Статья 17. Результаты общественного контроля

 

По результатам общественного контроля может быть подготовлен итоговый документ в форме протокола, заключения, справки либо иной форме, предусмотренной законодательством.

Итоговый документ носит информационный и рекомендательный характер.

Информация, рекомендации и предложения, изложенные в итоговом документе, рассматриваются государственными органами в обязательном порядке и по ним принимаются обоснованные и законные решения.

 

Статья 18. Ответственность за нарушение законодательства
об общественном контроле

 

Лица, виновные в нарушении законодательства об общественном контроле, несут ответственность в установленном порядке.

 

Статья 19. Обеспечение исполнения, доведения, разъяснения
сути и значения настоящего Закона

 

Кабинету Министров Республики Узбекистан и другим заинтересованным организациям обеспечить исполнение, доведение до исполнителей и разъяснение сути и значения настоящего Закона.

 

Статья 20. Приведение законодательства в соответствие
с настоящим Законом

 

Кабинету Министров Республики Узбекистан:

привести решения правительства в соответствие с настоящим Законом;

обеспечить пересмотр и отмену органами государственного управления их нормативно-правовых актов, противоречащих настоящему Закону.

 

Статья 21. Вступление в силу настоящего Закона

 

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

 

 

 

  Президент

 Республики Узбекистан                      

 

 

 

 

                    

Консультативный телефон

(71) 233-35-26;

(71) 233-46-81.

 

November 2024
Mo Tu We Th Fr Sa Su
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 1
Ҳукуқий саволингиз борми? @mail орқали юборинг
2000 максимум символов