Закон Республики Узбекистан

Принят Законодательной палатой 6 октября 2016 года

Одобрен Сенатом 12 октября 2016 года

 

Глава 1. Общие положения

 

Статья  1.  Цель настоящего Закона

 

Целью настоящего Закона является регулирование отношений в области социальных услуг для престарелых, инвалидов и других социально уязвимых категорий населения (далее – социальные услуги).

 

Статья  2.  Законодательство о социальных услугах

 

Законодательство о социальных услугах состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства.

Если международным договором Республики ­Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Республики Узбекистан о социальных услугах, то применяются правила международного договора.

 

Статья  3.  Основные принципы социальных услуг

 

Основными принципами социальных услуг являются:

законность;

соблюдение прав человека;

гуманность;

доступность;

профилактическая направленность;

адресность и индивидуальный подход;

добровольность.

 

 

 

Статья  4.     Основные направления  государственной политики  в области социальных услуг

 

Основными направлениями государственной политики в области социальных услуг являются:

обеспечение прав, свобод и законных интересов социально уязвимых категорий населения;

выявление и учет лиц, нуждающихся в социальных услугах, и организация их предоставления;

создание необходимых условий для сохранения связей получателей социальных услуг с семьей и обществом, их пребывания в благоприятной среде;

обеспечение открытости деятельности государственных органов;

обеспечение соблюдения стандартов социальных услуг;

развитие социального партнерства.

 

Статья 5. Социальные услуги

 

Социальными услугами является комплекс правовых, экономических, психологических, образовательных, медицинских, реабилитационных и других мер по оказанию помощи лицу, нуждающемуся в услугах, направленных на повышение качества жизни, создание ему равных с другими гражданами возможностей участвовать в жизни общества и (или) расширение его возможностей самостоятельно обеспечивать свои базовые жизненные потребности.

 

Статья 6. Социально уязвимые категории населения

 

Социально уязвимыми категориями населения являются лица, признанные в установленном законодательством порядке нуждающимися в социальных услугах, в том числе:

одинокие и одиноко проживающие престарелые, нуж­дающиеся в постороннем уходе;

инвалиды I и II групп, дети-инвалиды;

недееспособные и ограниченные в дееспособности граждане;

лица, имеющие социально значимые заболевания;

дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.

 

Глава  2. Органы и организации в области  социальных услуг

 

Статья  7.     Система органов и организаций в области социальных услуг

 

В систему органов и организаций в области социальных услуг входят:

органы государственного управления;

органы государственной власти на местах;

органы самоуправления граждан;

негосударственные некоммерческие организации;

субъекты предпринимательства, предоставляющие социальные услуги.

 

Статья  8.     Полномочия органов государственного  управления в области социальных услуг

 

Органы государственного управления в пределах своих полномочий:

реализуют государственную политику в области социальных услуг;

разрабатывают государственные программы в области социальных услуг и участвуют в их реализации;

разрабатывают стандарты социальных услуг;

обеспечивают ведение мониторинга социальных услуг;

выявляют и ведут учет лиц, нуждающихся в социальных услугах, предоставляют им соответствующие социальные ­услуги;

информируют население о социальных услугах и условиях их предоставления;

проводят анализ потребностей социально уязвимых категорий населения в социальных услугах;

принимают меры по совершенствованию деятельности органов и организаций в области социальных услуг;

организуют проведение научных исследований, подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов в области социальных услуг;

координируют деятельность подведомственных организаций в области социальных услуг;

взаимодействуют с другими органами и организациями в области социальных услуг.

Органы государственного управления могут осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.

 

Статья  9.     Полномочия органов государственной  власти на местах в области социальных услуг

 

Органы государственной власти на местах в пределах своих полномочий:

реализуют государственную политику в области социальных услуг;

участвуют в реализации государственных программ в области социальных услуг;

разрабатывают, утверждают и реализуют территориальные программы в области социальных услуг;

обеспечивают ведение мониторинга социальных услуг;

выявляют и ведут учет лиц, нуждающихся в социальных услугах, предоставляют им соответствующие социальные услуги;

проводят анализ потребностей социально уязвимых категорий населения в социальных услугах;

координируют деятельность территориальных органов государственного управления в области социальных услуг;

взаимодействуют с другими органами и организациями в области социальных услуг.

Органы государственной власти на местах могут осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.

 

Статья 10.   Полномочия органов самоуправления  граждан в области социальных услуг

 

Органы самоуправления граждан в пределах своих полномочий:

реализуют меры по поддержке социально уязвимых категорий населения, обеспечивают целевое и эффективное использование централизованно выделяемых на эти цели государственных средств в порядке, установленном законодательством;

выявляют совместно с другими органами и организациями лиц, нуждающихся в социальных услугах;

ведут учет лиц, нуждающихся в социальных услугах;

реализуют мероприятия по привлечению других органов и организаций, благотворителей, иных лиц и ресурсов для оказания социальных услуг;

осуществляют прием лиц, нуждающихся в социальных услугах, рассматривают их заявления, предложения и жалобы, предоставляют соответствующую информацию и необходимые справки;

обеспечивают деятельность комиссии схода граждан по социальной поддержке;

осуществляют общественный контроль за деятельностью соответствующих органов и организаций в области социальных услуг;

взаимодействуют с другими органами и организациями в области социальных услуг.

Органы самоуправления граждан могут осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.

 

Статья  11.  Участие негосударственных некоммерческих  организаций в области социальных услуг

 

Негосударственные некоммерческие организации могут:

участвовать в разработке и реализации государственных программ и проектов в области социальных услуг;

выявлять и вести учет лиц, нуждающихся в социальных услугах;

предоставлять социальные услуги или оказывать содействие в предоставлении социальных услуг;

проводить исследования по выявлению потребностей ­социально уязвимых категорий населения в социальных ­услугах;

осуществлять общественный контроль за деятельностью соответствующих органов и организаций в области социальных услуг;

получать государственные социальные заказы, субсидии, гранты в области социальных услуг;

участвовать в тендерных (конкурсных) и биржевых торгах по государственным, корпоративным и иным закупкам,
а также получать другие формы государственного финансирования на предоставление социальных услуг в порядке, ­установленном законодательством;

заключать с субъектами предпринимательства, предо­ставляющими социальные услуги, договоры на предоставление социальных услуг, выполнение иных работ или реализацию проектов в области социальных услуг.

Негосударственные некоммерческие организации могут участвовать и в иных мероприятиях в соответствии с законодательством.

 

Статья  12.  Участие субъектов предпринимательства,  предоставляющих социальные услуги

 

Субъекты предпринимательства, предоставляющие социальные услуги, могут:

участвовать в реализации государственных программ и проектов в области социальных услуг;

выявлять и вести учет лиц, нуждающихся в социальных услугах;

предоставлять социальные услуги, в том числе путем создания интернатных, медико-социальных и образовательно-воспитательных учреждений, а также оказывать содействие в предоставлении социальных услуг;

проводить исследования по выявлению потребностей социально уязвимых категорий населения в социальных услугах;

участвовать в тендерных (конкурсных) и биржевых торгах по государственным, корпоративным и иным закупкам;

заключать договоры на предоставление социальных услуг, выполнение иных работ или реализацию проектов в области социальных услуг.

Субъекты предпринимательства, предоставляющие социальные услуги, могут участвовать и в иных мероприятиях в соответствии с законодательством.

 

Глава  3.      Формы и виды предоставления социальных услуг

 

Статья  13. Формы предоставления социальных услуг

 

Социальные услуги предоставляются в следующих ­формах:

услуги социального сопровождения и консультативные услуги;

социальные услуги по уходу на дому;

социальные услуги в учреждениях дневного и (или) кратковременного пребывания;

социальные услуги в интернатных учреждениях.

 

Статья  14.  Услуги социального сопровождения и консультативные услуги

 

Услуги социального сопровождения и консультативные услуги включают в себя следующие виды:

консультирование по вопросам предоставления социальных услуг, направление в соответствующие органы и организации, предоставляющие социальные услуги;

содействие в трудоустройстве;

содействие в установлении опеки и попечительства, усыновлении (удочерении), принятии детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью (патронат), в детские интернатные учреждения;

подготовка родителей или лиц, их заменяющих, к приему воспитанника детских интернатных учреждений в
семью;

содействие в жилищно-бытовом устройстве и получении материальной помощи;

содействие в получении протезно-ортопедических изделий и технических средств реабилитации.

Услуги социального сопровождения и консультативные услуги могут включать в себя и иные виды в соответствии с законодательством.

 

Статья  15.  Социальные услуги по уходу на дому

 

Социальные услуги по уходу на дому включают в себя следующие виды:

бытовое обслуживание, включая покупку и доставку на дом продуктов питания, товаров гигиены, лекарственных средств и изделий медицинского назначения;

содействие в приготовлении пищи, уборке помещений, осуществлении мер личной гигиены;

содействие в оказании необходимой медицинской помощи, обеспечение по медицинским показаниям протезно-ортопедическими изделиями и техническими средствами реабилитации.

Социальные услуги по уходу на дому могут включать в себя и иные виды в соответствии с законодательством.

 

Статья  16.  Социальные услуги в учреждениях  дневного и (или) кратковременного пребывания

 

Социальные услуги в учреждениях дневного и (или) кратковременного пребывания включают в себя следующие виды:

обучение получателей социальных услуг навыкам самообслуживания, самостоятельного передвижения и ориентации, общения, контроля своего поведения, навыкам, необходимым для обучения или трудовой деятельности, включая обучение пользованию техническими средствами ­реабилитации;

обучение членов семьи либо других законных представителей навыкам ухода за лицами, имеющими нарушения состояния здоровья, инвалидность, навыкам общения с ними, основам их реабилитации в домашних условиях;

обучение родителей либо лиц, их заменяющих, навыкам ухода и воспитания за детьми, в том числе за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, принимаемыми на воспитание в семью (патронат), усыновляемыми (удочеряемыми);

проведение для получателей социальных услуг психологических и социально-педагогических консультаций.

Социальные услуги в учреждениях дневного и (или) кратковременного пребывания могут включать в себя и иные виды в соответствии с законодательством.

 

Статья  17.  Социальные услуги  в интернатных учреждениях

 

Социальные услуги в интернатных учреждениях включают в себя следующие виды:

обеспечение постоянного ухода, бытовое обслуживание, предоставление благоустроенного помещения с мебелью, инвентарем, постельными принадлежностями, обеспечение одеждой и обувью, другими предметами первой необходимости, организация питания с учетом возраста и со­­с­тояния здоровья;

оказание первой медицинской помощи, проведение диспансеризации, при необходимости направление на стацио­нарное лечение, обеспечение по медицинским показаниям лекарственными средствами, протезно-ортопедическими изделиями и техническими средствами реабилитации;

предоставление специальной психолого-педагогической помощи, развитие жизненных навыков;

организация досуга, клубной и кружковой работы для формирования и развития интересов;

создание условий для выхода лиц из интернатных учреждений и их самостоятельной жизни или проживания в семье.

Социальные услуги в интернатных учреждениях могут включать в себя и иные виды в соответствии с законодательством.

 

Глава  4.  Предоставление социальных услуг

 

Статья  18.  Организация предоставления  социальных услуг

 

Организация предоставления социальных услуг включает в себя следующие этапы:

выявление лиц, нуждающихся в социальных услугах;

оценка жизненной ситуации лиц, нуждающихся в социальных услугах;

разработка и реализация индивидуальной программы социальных услуг (при необходимости);

мониторинг индивидуальной программы социальных услуг.

 

Статья  19.  Выявление лиц, нуждающихся в социальных услугах

 

Выявление лиц, нуждающихся в социальных услугах, осуществляется:

при подворных обходах;

на основе информации, предоставленной физическими и юридическими лицами;

при самостоятельном обращении лица, нуждающегося в социальных услугах.

 

Статья  20.  Оценка жизненной ситуации лиц,  нуждающихся в социальных услугах

 

Оценка жизненной ситуации лиц, нуждающихся в социальных услугах, проводится соответствующими органами и организациями, предоставляющими социальные услуги.

Основанием для проведения оценки жизненной ситуации лица, нуждающегося в социальных услугах, является письменное заявление данного лица или его законного представителя.

Получатели социальных услуг или их законные представители обязаны предоставлять информацию, имеющую значение для принятия решения о нуждаемости в социальных услугах и условиях их предоставления, и несут ответственность за достоверность предоставленной информации.

По результатам оценки жизненной ситуации лица, нуждающегося в социальных услугах, органами и организация­ми, предоставляющими социальные услуги, принимается решение о признании лица нуждающимся в социальных услугах либо об отклонении заявления на предоставление социальных услуг.

В случае принятия решения о признании лица нуждающимся в социальных услугах оно включается в список получателей социальных услуг и ему предоставляются консультации, при необходимости разрабатывается индивидуальная программа социальных услуг или соответствующие материалы направляются к другим компетентным органам и организациям, предоставляющим социальные услуги.

 

Статья  21.  Разработка и реализация индивидуальной  программы социальных услуг

 

Основанием для разработки индивидуальной программы социальных услуг являются результаты оценки жизненной ситуации лица, нуждающегося в социальных услугах.

Разработка индивидуальной программы социальных услуг проводится специалистами органов и организаций, предоставляющих социальные услуги.

Индивидуальная программа социальных услуг включает в себя формы, виды социальных услуг, их объем, периодичность, условия и сроки их предоставления, а также сведения об ответственных лицах.

Индивидуальная программа социальных услуг разрабатывается при участии получателя социальных услуг или его законного представителя.

Получатель социальных услуг или его законный представитель вправе полностью или частично отказаться от получения социальных услуг, предоставляемых согласно индивидуальной программе социальных услуг.

В случае письменного отказа получателя социальных услуг или его законного представителя от выполнения индивидуальной программы социальных услуг в целом или какой-либо ее части органы и организации, предоставляющие социальные услуги, не несут ответственность за невыполнение индивидуальной программы социальных услуг или ее части.

Информация, содержащаяся в индивидуальной программе социальных услуг, является конфиденциальной и
не ­может распространяться без письменного согласия получателя социальных услуг или его законного представителя.

 

Статья  22.  Мониторинг индивидуальной программы социальных услуг

 

Мониторинг индивидуальной программы социальных услуг проводится в целях определения эффективности социальных услуг, пересмотра индивидуальной программы или ее прекращения.

Пересмотр индивидуальной программы социальных услуг проводится в связи с изменением жизненной ситуации получателя социальных услуг.

Получатели социальных услуг или их законные представители обязаны своевременно информировать органы и организации, предоставляющие социальные услуги, об изменении жизненной ситуации, обуславливающей потребность в предоставлении социальных услуг.

Основаниями для прекращения индивидуальной программы социальных услуг являются:

преодоление жизненной ситуации получателем социальных услуг;

отказ получателя социальных услуг от таких услуг;

переезд получателя социальных услуг на другое место жительство;

смерть получателя социальных услуг;

выявление недостоверных или искаженных сведений;

заключение получателя социальных услуг под стражу;

улучшение жизненной ситуации получателя социальных услуг вследствие изменения его семейного положения;

длительное отсутствие получателя социальных услуг по месту проживания.

 

Глава  5. Мониторинг, оценка, государственный  и общественный контроль в области социальных услуг

 

Статья  23. Мониторинг и оценка социальных услуг

 

Мониторинг социальных услуг представляет собой постоянный и системный процесс сбора информации на основе показателей, утвержденных органами государственного управления и характеризующих эффективность деятельно­сти других органов и организаций, предоставляющих социальные услуги.

Открытые данные, полученные в результате мониторинга социальных услуг, размещаются на Едином портале интер­активных государственных услуг.

Оценка социальных услуг представляет собой анализ на основе стандартов социальных услуг исполнения законодательства о социальных услугах, качества, результативности и безопасности предоставляемых социальных услуг.

Мониторинг и оценку социальных услуг осуществляют органы государственного управления, органы государственной власти на местах, а также другие государственные органы в соответствии с законодательством.

 

Статья 24. Государственный контроль в области  социальных услуг

 

Государственный контроль в области социальных услуг осуществляется органами государственного управления, органами государственной власти на местах, а также другими государственными органами в порядке, установленном законодательством.

 

Статья  25.  Общественный контроль в области социальных услуг

 

Общественный контроль в области социальных услуг могут осуществлять негосударственные некоммерческие организации, органы самоуправления граждан, средства массовой информации и другие институты гражданского общества, а также граждане Республики Узбекистан в соответствии с законодательством.

Государственные органы и организации обязаны содействовать проведению общественного контроля.

Результаты общественного контроля являются обязательными для рассмотрения соответствующими государственными органами и организациями в области социальных услуг.

 

Глава  6.  Заключительные положения

 

Статья  26.  Финансирование социальных услуг

 

Источниками финансирования социальных услуг являются:

средства Государственного бюджета Республики Узбекистан;

доходы, получаемые от реализации социальных услуг в установленном законодательством порядке;

благотворительные пожертвования юридических и физических лиц;

иные источники, не запрещенные законодательством.

 

Статья  27.  Разрешение споров

 

Споры в области социальных услуг разрешаются в порядке, установленном законодательством.

 

Статья  28.  Ответственность за нарушение  законодательства о социальных услугах

 

Лица, виновные в нарушении законодательства о социальных услугах, несут ответственность в установленном порядке.

 

Статья  29.  Приведение законодательства  в соответствие с настоящим Законом

 

Кабинету Министров Республики Узбекистан:

привести решения правительства в соответствие с настоящим Законом;

обеспечить пересмотр и отмену органами государственного управления их нормативно-правовых актов, противоречащих настоящему Закону.

 

Статья  30.  Вступление в силу настоящего Закона

 

Настоящий Закон вступает в силу по истечении шести месяцев со дня его официального опубликования.

 

Президент Республики Узбекистан Ш. МИРЗИЁЕВ

город Ташкент, 26 декабря 2016 года

№ ЗРУ–415

Консультативный телефон

(71) 233-35-26;

(71) 233-46-81.

 

November 2024
Mo Tu We Th Fr Sa Su
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 1
Ҳукуқий саволингиз борми? @mail орқали юборинг
2000 максимум символов